Ян Вермеер – нидерландский художник-живописец XVII века. Представитель золотого века голландского искусства, мастер бытовой живописи и жанрового портрета, также Вермеер широко известен тщательной проработкой деталей интерьера на своих полотнах. Подробное отражение в зеркале, едва заметные тонкости нарядов, мелкие орнаменты на мебели — всё это с фотографической точностью изображено на картинах художника, что обеспечило ему славу одного из выдающихся живописцев в истории искусства.
Жизнь голландца остаётся тайной для исследователей. Он, возможно, родился 31 октября 1632 года, образование, наверное, получал в гильдии Святого Луки, где был учеником либо Леонарто Брамера, либо Герарда тер Борхома, либо еще кого-то. В свою очередь, известно, что у Вермеера и его жены Катарины, ради брака с которой художник принял католичество, было 15 детей. Не секрет и то, что картины живописца уже при жизни стоили немалых денег, — заказчикам нравилось всё, вот только среди коллег, которые успевали написать по несколько портретов на дню, Вермеер считался медлительным художником. Кроме того, голландец был известным специалистом в вопросах искусства, — он, например, был в числе экспертов, которым доверили уставить подлинность коллекции венецианских и римских полотен для самого курфюрста Бранденбурга – Фридриха Вильгельма I.
За свою недолгую жизнь (художник прожил 43 года), он написал всего около 40-45 работ, часть из которых уже никогда не предстанут на обозрение поклонников творчества Вермеера. До средины ХХ века голландец считался третьесортным художником, но благодаря рецензиям нескольких искусствоведов, заслуженно занял своё место рядом с Рембрандтом и Франсом Халсом.
Сегодня, точно известно о 34 работах художника, и еще как минимум 3 приписывают его авторству. Картины голландца гастролируют по всему миру — позавидовали бы и именитые рок-звёзды, по несколько лет, посещая все континенты, а именем художника, да какие там континенты, был назван астероид (кстати, учёными из Украинской Советской Республики). Каждая из «премьер» художника непременно собирает очереди желающих увидеть воочию фотографически точные картины художника.
Кстати, о фотографической точности. Именно она продолжает будоражить умы множества исследователей творчества живописца. Большинство из них сходятся на том, что Ян Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Художник Дэвид Хокни посвятил этому предположению целую книгу «Тайные знания», после прочтения которой американский инженер Тим Дженсон, никогда не умевший рисовать, но всю жизнь работавший в области компьютерной графики, решил провести эксперимент, — написать копию шедевра Вермеера с помощью получения оптического изображения.
Вспомогательными оптическими средствами в годы жизни Вермеера служили камера-обскура (светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стороне), камера-люсида (оптический прибор, снабженный призмой) и сферические зеркала (отражающие поверхности которых имеют вид сегмента сферы, проще говоря, нечто напоминающее эффект от объектива fish-eye). Именно с помощью вышеперечисленных орудий Тим и взялся осуществлять свой замысел.
Подготовка проекта заняла 5 лет. В поисках ответа исследователь объезжает всю Голландию, посещая места, где Вермеер создавал свои картины, встречается с Дэвидом Хокни – вдохновителем эксперимента, посещает Букингемский дворец, где хранится часть работ голландца. В конце концов, Тим Дженсон выстраивает копию вермееровской комнаты по образцу картины «Урок музыки», включая окна, мебель, костюмы и прочее, и берётся за живописание. На само рисование картины ушло 7 месяцев.
Фото: Shane F. Kelly
Результат поражает своим уровнем передачи деталей и тонов. «Делал ли так Вермеер, — это второй вопрос», но то, что удалось доказать Дженсону – с помощью оптических средств возможно создать копию шедевра художника. «Тим показал нам Вермеера более реальным человеком и еще более удивительным. Если эта работа представляет ценность, то это заслуга Вермеера». Эксперимент был заснят, и позже послужил материалом для документального фильма «Вермеер Тима».
Слева — работа Тима Дженсона, справа — Яна Вермеера
Автор статьи: Оля Костюкевич