Ян Вермеер – нидерландский художник-живописец XVII века. Представитель золотого века голландского искусства, мастер бытовой живописи и жанрового портрета, также Вермеер широко известен тщательной проработкой деталей интерьера на своих полотнах. Подробное отражение в зеркале, едва заметные тонкости нарядов, мелкие орнаменты на мебели — всё это с фотографической точностью изображено на картинах художника, что обеспечило ему славу одного из выдающихся живописцев в истории искусства.

soldier-laughing-girl

Жизнь голландца остаётся тайной для исследователей. Он, возможно, родился 31 октября 1632 года, образование, наверное, получал в гильдии Святого Луки, где был  учеником либо Леонарто Брамера, либо Герарда тер Борхома, либо еще кого-то. В свою очередь, известно, что у Вермеера и его жены Катарины, ради брака с которой художник принял католичество, было  15 детей. Не секрет и то, что картины живописца уже при жизни стоили немалых денег, — заказчикам нравилось всё, вот только среди коллег, которые успевали написать по несколько портретов на дню, Вермеер считался медлительным художником. Кроме того, голландец был известным специалистом в вопросах искусства, — он, например, был в числе экспертов, которым доверили уставить подлинность коллекции венецианских и римских полотен для самого курфюрста Бранденбурга – Фридриха Вильгельма I.

girl-red-hat

Vermeer

За свою недолгую жизнь (художник прожил 43 года), он написал всего около 40-45 работ, часть из которых уже никогда не предстанут на обозрение поклонников творчества Вермеера. До средины ХХ века голландец считался третьесортным художником, но благодаря рецензиям нескольких искусствоведов, заслуженно занял своё место рядом с Рембрандтом и Франсом Халсом.

Vermeer

Ян Вермеер

Сегодня, точно известно о 34 работах художника, и еще как минимум 3 приписывают его авторству. Картины голландца гастролируют по всему миру — позавидовали бы и именитые рок-звёзды, по несколько лет, посещая все континенты, а именем художника, да какие там континенты, был назван астероид (кстати, учёными из Украинской Советской Республики). Каждая из «премьер» художника непременно собирает очереди желающих увидеть воочию фотографически точные картины художника.

художник

Кстати, о фотографической точности. Именно она продолжает будоражить умы множества исследователей творчества живописца. Большинство из них сходятся на том, что Ян Вермеер и ряд других  художников Возрождения пользовались техническими средствами для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Художник Дэвид Хокни посвятил этому предположению целую книгу «Тайные знания», после прочтения которой американский инженер Тим Дженсон, никогда не умевший рисовать, но всю жизнь работавший в области компьютерной графики, решил провести эксперимент, — написать копию шедевра Вермеера с помощью получения оптического изображения.

золотой век голландского искусства

художник

Вспомогательными оптическими средствами в годы жизни Вермеера служили камера-обскура (светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стороне), камера-люсида (оптический прибор, снабженный призмой) и сферические зеркала (отражающие поверхности которых имеют вид сегмента сферы, проще говоря, нечто напоминающее эффект от объектива fish-eye). Именно с помощью вышеперечисленных орудий Тим и взялся осуществлять свой замысел.

Вермеер Тима

Подготовка проекта заняла 5 лет. В поисках ответа исследователь объезжает всю Голландию, посещая места, где Вермеер создавал свои картины, встречается с Дэвидом Хокни – вдохновителем эксперимента, посещает Букингемский дворец, где хранится часть работ голландца. В конце концов, Тим Дженсон выстраивает копию вермееровской комнаты по образцу картины «Урок музыки», включая окна, мебель, костюмы и прочее, и берётся за живописание. На само рисование картины ушло 7 месяцев.

Вермеер Тима

Вермеер Тима

Фото: Shane F. Kelly

Результат поражает своим уровнем передачи деталей и тонов. «Делал ли так Вермеер, — это второй вопрос», но то, что удалось доказать Дженсону – с помощью оптических средств возможно создать копию шедевра художника. «Тим показал нам Вермеера более реальным человеком и еще более удивительным. Если эта работа представляет ценность, то это заслуга Вермеера». Эксперимент был заснят, и позже послужил материалом для документального фильма «Вермеер Тима».

Тим Дженсон

Слева — работа Тима Дженсона, справа — Яна Вермеера

Автор статьи: Оля Костюкевич

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии