Все любят Prada, это факт.

Даже когда Джорджио Армани говорит о том, что дизайны в Prada иногда уродские (представляете, он действительно использовал слово «ugly»), всё равно все любят Prada. Тем временем, Prada — едва ли ни единственный (по крайней мере, мне не приходит на ум ничего другого) пример, когда дизайнер бренда (в случае с Prada Group, куда входит Miu Miu, — брендов) является владельцем и председателем совета директоров. Вот Кристофер Бейли в Burberry — и дизайнер, и CEO, но не владелец же, а здесь — полное совпадение. Если прибавить ко всему этому факт того, что дизайном Миуччиа Прада занялась, что говорится, «по залету», то пример действительно уникальный.

Миуччиа Прада

В последнем рейтинге Best Global Brands, который ежегодно составляется агентством Interbrand, находятся семь компаний из luxury-сегмента, среди которых присутствует в том числе и Prada (на 60-м месте из 100, кстати, а в прошлом году у них было 70-е место, что свидетельствует о позитивной динамике узнаваемости и стоимости гудвила компании). Кроме Prada из тяжелого люкса в рейтинг также попали Louis Vuitton (20-е место, и это лучший результат в luxury), Hermes (41-е), Gucci (50-е), Cartier (57-е), Tiffany and Co. (66-е) и Burberry (73-е). Ralph Lauren и Boss (которые по каким-то причинам не считаются «luxury», но им виднее, заняли 91-е и 96-е места соответственно. А теперь бинго для критикесс: H&M — 21-е место, Nike — 17-е, Zara — 30-е и Adidas — 62-е. Никаких вам Chanel, прошу заметить, только «народные» марки.

Prada Group, в которую кроме одноименного бренда Prada и игривого Miu Miu входит также Church’s, Car Shoe и Marchesi 1824, началась с Fratelli Prada («Братья Прада»), небольшого миланского магазинчика, основанного Марио Прада — дедом Миуччи — в 1913 г. Они производили саквояжи и прочие дорожные принадлежности, инкрустированные полудрагоценными камнями, черепашьими панцирями и кожей ящериц, которые пользовались огромным спросом у миланской элиты. Через какое-то время элита пересела на самолеты, и платить за перевес багажа из-за деталей бедных черепах стало не комильфо, что повлияло на дальнейшую историю бренда. Кстати, еще на заре Prada в витрине, кроме саквояжей, были выставленные чудесные очки из дерева, кожи и металла. Кто сказал, что мода не циклична?

PRADA

PRADA

1978-й год, Миучча Прада — коммунистка, феминистка и человек с докторской степенью по политологии — присоединяется к семейному подряду и наследует модный дом. Похоже, что посвящать жизнь моде (что, собственно, и случилось) не было изначальной идеей Миуччи, но семья есть семья. Примерно в это же время на профильной ярмарке она знакомится с Патрицио Бертелли — человеком, имевшим отношение к миру моды, который вскоре становится ее мужем и присоединяется к Prada. Именно Патрицио предложил Миучче выпускать одежду, чтобы бренд (после черепах) вышел на новый уровень развития. Он говорит ей, что если это не будет делать она, придется найти приглашенного дизайнера. Первая коллекция одежды Prada, придуманная Миуччей Прада, появилась в 1989 г. Кто сказал, что кандидат политических наук не может стать дизайнером? Кстати, говоря о жене, Патрицио Бертелли называет ее «a monster of ambition», что в очередной раз доказывает, что залог успеха в любой сфере — наличие правильной мотивации.

Миуччиа Прада

Миуччиа Прада

Prada SpA находится в листинге Гонконгской фондовой биржи, причем 80% акций принадлежит холдингу, а 20% — в свободном доступе (#КомуАкцииПрадаДорого ?).

В 1992 г. создается бренд Miu Miu. Нужно понимать разницу между Prada и Miu Miu, потому что Miu Miu — это не дочка Prada (Как See by Chloe у Chloe или Marc by Marc у Marc Jacobs), которая хочет выглядеть так же, как мама, только подешевле. Скорее, это младшая сестра (не близнец), слегка наивная, но которая тоже очень дорого одевается. Начнем с локаций и с недель моды. Prada показывают в Милане, а Miu Miu — в Париже (штаб-квартира бренда тоже перебралась с Милана в Париж). По мнению самой Миуччи, коллекции Prada являются более комплексными и продуманными, тогда как в Miu Miu отдельно взятая вещь может достаточно громко говорить о себе.

Прада

Прада

Для меня с визуальной точки зрения Prada — это всегда история и немножечко истерия. Чего только стоят кеды на каблуках, прорезиненные босоножки в стразах, какие-то гипертрофированные брошки, каблуки-рюмочки, шубы с аппликациями и платья с лицами? А еще в Prada впервые обратились к винтажу, что до этого считалось faux pas. В Miu Miu больше девичьего — цветочки, обязательный пастельно-розовый, стразы, colorblock и здоровый румянчик на моделях.

Прада

miu miu

Теперь Prada Group в цифрах. В 2014 г. выручка группы составила 3,5 млрд. евро (что в два с лишним раза превышает аналогичный показатель 2009 г.), а чистая прибыль — 451 млн. евро (103 млн. евро в кризисном 2009 г.). Однако, сейчас дела у марки пошли хуже — за первое полугодие 2015 г. (по сравнению с аналогичным показателем 2014 г.) доходы упали на четверть. Эксперты журят Prada касательно неправильных бизнес-решений. По их мнению, лучше бы компания фокусировалась не на открытии новых монобрендовых бутиков, а обновила бы ассортимент. Они считают, что уже который год бренд представляет сумки по мотивам бестселлеров прошлого, что тормозит развитие компании. С другой стороны, Hermes уже не одно десятилетие выпускает одни и те же сумки, но никто до сих пор не жаловался.

модный бренд

Если отдельно рассматривать рынок брендовых сумок, то на Prada в 2013 г. приходилось 7% продаж. Продажи Prada очень зависят от продаж сумок Prada (практически аналогичная история с Chanel и Louis Vuitton) — в матрице БКГ сумки трактовались бы как «дойные коровы» (высокая доля на рынке, но низкий темп роста продаж). Однако, слово «практически» использовано неспроста — и Chanel, и Louis Vuitton разрешают покупателям прикоснуться к великому путем выпуска косметики, парфюмерии, очков, шарфиков, кошелечков и прочих мелочей для кармана поуже. В контексте бренда 66% прибыли генерируется именно за счет сумок, 17% — это одежда, 15% — обувь и 2% — все остальное.

За последние три года Prada Group открыли 250 новых магазинов своих брендов, по сравнению со среднерыночными цифрами это — космос. По состоянию на 31-е января 2015 г., компания оперировала 594-мя магазинами, которые она самостоятельно открыла (то есть, никаких вам франшиз).

магазины Prada

Если падают продажи, нужно придумывать что-нибудь еще. Таким «еще» могла бы быть какая-нибудь коллаборация. Весь модный мир с нетерпением ждет выхода очередного совместного продукта масс-маркета с тяжелым люксом — коллекции Balmain для H&M. Когда у Миуччи Прада спросили, рассматривала ли она когда-либо мысль о подобном сотрудничестве, она достаточно резко ответила, что ей не нравится даже сама идея плохой копии (буквально: «I don’t like the idea of a bad copy»). Также она сказала, что если бы у нее появилась мысль создавать что-нибудь модное, недорогое и непохожее на то, что представлено на рынке «подороже» сейчас, она бы это сделала, однако все то, что она видит на сегодняшний день — не более, чем просто плохая копия. А еще если вещь стоит дешево, то нужно задаваться вопросом, почему именно она стоит так дешево, чего люди обычно не делают. Так не говорил Заратустра, но так говорила Миучча.

Кстати, вы знали, что если раньше на прадовских сумках писали «made by Prada» (то есть, страна происхождения оставалась инкогнито), то потом они заменили подпись на выигрышное «made in Italy». Почему это важно? Возвращаясь к цитате Миуччи Прада о цене мастхэва, концепция «made in Italy» подразумевает выплату зарплаты плюс отчисления во все фонды работников мануфактуры по европейским ценам, то есть, недешево. За исключением части мужской обуви (Великобритания) абсолютно вся продукция бренда производится в Италии.

каблук-рюмка

Чему учит нас Prada в лице главного идеолога?

В своем интервью для The Guardian Миучча Прада отметила, что она всегда думает о том, что делать дальше. Это означает, что она не останавливается, смакуя успехи или проблемы, потому что в сфере, в которой она работает, замедлиться — это пропустить конкурентов вперед.

Как уже отмечалось, пример Миуччи показывает, что все возможно, если только очень захотеть (банальщина, согласна). Я бы добавила еще ко всему этому утверждение, что нужно гнуть свою линию, если она действительно твоя, даже когда это не нравится остальным. Ведь сама Миучча говорит о себе, что она не слишком классична для классиков, но и не слишком авангардна для авангардистов. То, что говорит о Миучче Джорджио Армани, мы помним. И если для кого-то бабушкины образы от Prada могут показаться примером дурного вкуса, то в случае Prada дурной вкус — это шик. Красиво же, правда?

Миуччиа Прада

Фото: le21eme.com, facebook.com/Prada, facebook.com/MiuMiu, theguardian.com, vogue.com, luxuryactivist.com.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии