Современного читателя не удивишь детективом или фантастическим рассказом: рынок подобных произведений даже можно назвать переполненным. Мы привыкли относиться к персонажам вроде Эркюля Пуаро как к литературным образам, существовавшим веками, и воспринимаем попытки писателей предсказать будущее человечества как нечто само собой разумеющееся. И странно подумать, что еще 200 лет назад среди поэзий, романтичных новелл и философских трактатов совсем не было места тайне: не было, пока не появился поистине великий и, как любой гений, который опережает свой век, глубоко несчастный Эдгар Аллан По.

Эдгар По

Биография По кажется сплошным перечнем невзгод, будто он сошел со страниц «Отверженных»: сиротство, алкоголизм, трагические привязанности, смерть близких, бедность и болезни преследовали писателя. И в то же время, трудно представить себе другого такого революционера от литературы, который столь небрежно, не претендуя на собственную исключительность, создал бы сразу несколько новых жанров, мастерски писал как поэзии, так и прозу, и был так бесконечно любим век спустя. Перу По принадлежат первые детективные истории современного лада, до него существовавшие лишь на страницах криминальной хроники и в пересказах сплетниц: «Убийство на улице Морг», «Золотой жук», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо». Некоторые критики считают, что Шерлок – всего лишь перемещенный Конан-Дойлем в английские реалии Огюст Дюпен из рассказов По. Произведения сравнивать сложно, поскольку Артур больше упражнялся в совершенствовании дедуктивного метода и неожиданных сюжетных ходах, в то время как Эдгар – в создании своей любимой мистической атмосферы: любая открытая наугад страница его детектива читается с замиранием сердца, даже если не знаешь, что предшествовало этому витку истории. Эта черта всех произведений По принесла ему поистине заслуженный статус короля хоррора. Назвать его родоначальником тяжело, однако именно он, что называется, «выкристаллизовал» этот стиль, дошел до пределов мастерства, и учебники «литературной мистики» можно писать, отталкиваясь лишь от пары его новелл.

Эдгар По

Для всех поклонников писателя, однако, главным детективом и хоррором остается история его собственной жизни – и так как она не была продумана наперед каким-нибудь талантливым автором, большинство поворотов сюжета глубоко бессмысленны и к разгадке не ведут. Со времени учебы в военной академии писатель боролся с алкоголем, но проблемы не были настолько велики, чтобы сломать По жизнь; в определенный момент, после публикации фантастического рассказа «История с воздушным шаром» и поэзии «Ворон» (её до сих пор называют самым громким успехом в истории американской поэтической литературы), Эдгар буквально взлетел на вершину писательского Олимпа, однако слава и прибыль оказались недостаточно прочным аргументом, чтобы удержать По от стремительного краха, за ними последовавшего. Автор всю жизнь балансировал на краю, сам достигая высот и сам же, своими сумасбродными поступками, нанося себе самые страшные удары. «Бес противоречия», который По описывал в своей одноименной работе, терзал его всю жизнь. Впрочем, с гениями и пророками, трагической девиацией на фоне «нормального» общества, обыкновенно так и происходит: клеймённые при жизни, они возводятся на алтарь лишь после гибели.

Эдгар Аллан По

Разобраться в личности писателя теперь тяжело, поскольку его современники еще при жизни разворачивали противоречивые компании в поддержку или, наоборот, в очернение По. Неоспоримо одно: он прошел очень сложный путь, а совместить все личные трагедии с невероятными творческими достижениями мог только удивительный человек. Хороший ли, плохой, удивительным По точно был, и именно таким его стоит помнить.

poe-portrait-bri-hermanson

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии