В наше сумасшедшее время многие понятия потеряли свой изначальный смысл – что теперь, в сущности, демократия, равноправие, любовь? С любовью ситуация, пожалуй, самая сложная: если большинство современных неоднозначных терминов относятся к ограниченной социально-политической сфере, то сердечные чувства, которые, неминуемо, в тех или иных формах касаются жизни каждого живого существа, трактуются и опошляются массово, в неограниченных количествах интерпретаций. Отсюда и желание отмахнуться от очередного фильма или романа, в заглавии которого встречается «любовь»: ну что же нового, оригинального, неожиданного можно сказать на эту тему?

Оказывается, возможно всё. На прошлой неделе вышла в прокат нашумевшая еще во время Каннского фестиваля лента Гаспара Ноэ с таким незамысловатым названием. На волне всеобщего восхищения картиной мастера, как всегда исследующего самые порочные и неоднозначные стороны человеческой натуры, Style Insider создал подборку практически одноименных фильмов, достойных вашего внимания: в каждом любовь рассматривается под совершенно особым углом, но кто скажет, что прав лишь один из их создателей?

«Любовь», Михаэль Ханеке

В 2012 фильм австрийского режиссера прогремел, получив Золотую пальмовую ветвь, несколько Сезаров и BAFTA, а так же Оскар как лучший иностранный фильм. Ханеке, как и Ноэ, известен своим пристрастием к детальному изображению всех «болезней» человеческого социума: его ленты всегда посвящены неприглядным, страшным историям – и, тем не менее, им нельзя отказать в жизненности. На тему прискорбного отношения к старости в наше время – как к явлению и всем, попадающим в эту возрастную категорию, в принципе – снимаются документальные фильмы, неутомимо пишет Уэльбек, проводят социальные исследования и компании с целью изменить ситуацию. Фильм Ханеке – вовсе не философская попытка во всем разобраться. «Любовь» — просто одинокая, правдивая история про то, о чем умалчивают в сказках; о том дне, когда принцу с принцессой, прожившим всю жизнь вместе, долго и счастливо, приходится выполнить самое, пожалуй, сложное задание: умереть в один день. История унижения, беспомощности и бесконечной нежности, история любви, смерти и, как бы неожиданно не звучало это слово в этом ассоциативном ряду, старости. Грустна она или нет, как нам с этим жить и к чему готовиться, режиссер, как обычно, позволяет решать зрителю самостоятельно.

«Любовь», Михаэль Ханеке

«Сука-любовь», Алехандро Гонсалес Иньярриту

Сборник новел с, казалось бы, абсолютно невзаимосвязанными сюжетами, ведет нас к одной простенькой мысли: в какой-то момент нас всех обманули. Не лично нас с вами, а все человечество. Заставили умиляться любви, удивляться ей, как чуду, мечтать о ней. В то время как герои Иньярриту, любовным чувствам которых не откажешь в силе, почему-то из-за них оказываются в непроглядных глубинах отчаяния, безысходности и самоуничижения. У каждой из историй – свой короткий слоган: для кого-то его «любовь – это грех», для другого «любовь – это пытка», для третьего «любить – значит, предавать», и, в самых отчаянных случаях, «моя любовь – моя смерть». Все вместе они дают заглавию сборника полное право на существование. И не стоит бояться смотреть такие картины, из страха испугаться страшной реальности и повесить на свое сердце замок, ведь лишь зная всю болезненную правду о возможных рисках, можно пускаться в такое опасное приключение, как любовь.

«Сука-любовь», Алехандро Гонсалес Иньярриту

«Последняя любовь на Земле», Дэвид Маккензи

Название фильма переведено ужасно и может одурачить зрителя, оригинальное заглавие гораздо правильнее передает суть картины: на английском оно звучит как «Perfect sense» — идеальное чувство (впрочем, переводчиков можно и поблагодарить, ведь именно их ошибка позволяет мне включить ленту в сегодняшний список). Фильм именно о видах чувств, о самых базовых путях «контакта» человека с окружающим его миром; глазами, кожей, на вкус — именно так мы познаем то, что нас окружает. Однако все люди неизлечимо заболевают странной болезнью, которая постепенно обрывает все эти нити, лишает нас способностей различать что-либо – звуки рока и пение птиц, холод и жару; все шесть миллиардов землян заживо возвращают в утробу матери, где нет ни света, ни голода. Страшный сюжет, не так ли? Важно не забывать одно: лишившись всей физиологии, мы остаемся наедине с последним, идеальным чувством, которое одно лишь имеет значение и продолжает освещать тебе путь – пускай это лишь путь закоулками твоего разума, раз уж ты больше не способен слышать, видеть и чего-то желать. Стоит ли уточнять, что именно это за чувство?

«Последняя любовь на Земле», Дэвид Маккензи

«Любовь и смерть», Вуди Аллен

Все вышеупомянутые фильмы так или иначе показывают нам любовь с ее изнаночной стороны, стороны отчаяния и крайностей, поэтому мы не смогли не включить в перечень нечто жизнеутверждающее – а именно, исторически стилизованную комедию Аллена про любовь и Наполеона (звучит как классические вудиалленовские комбинации, вам не кажется? Как «фокусник и маньяк», «кризис супружеской жизни и детективное расследование» и прочие). Впрочем, определение «жизнеутверждающий» тут не вполне уместно: этот режиссер никогда ничего не пытается утвердить и навязать, более того, он порою будто специально путает зрителя, заикается и заканчивает свою киномысль словами «ну, по крайней мере, мне так кажется, хотя я не уверен, скорее всего, это очередная глупость». Любовь, для Аллена, глупость; но суть в том, что для Аллена глупость – всё, из глупости состоит наша Вселенная. Поэтому, порою, именно неловкий лысеющий очкарик на экране и неизменный закадровый голос – то, что вам нужно, чтобы снова обрести веру в свою незначительность и, одновременно, в невероятную значимость всех своих чувств, и, в первую очередь – своей любви.

«Любовь и смерть», Вуди Аллен

«Реальная любовь», Ричард Кёртис

Заканчиваем наш хит-парад еще одним сборником новелл, на этот раз – гораздо более светлым. Из всего масс-маркет продакшена павильона «любовь» (а количество фильмов на эту тему, выпускаемых в год Голливудом, действительно наводит на мысль о существовании подобного специализированного павильона), «Реальная любовь» — стоящий первопроходец формата «кинорассказы с одной главной любовной линией и многими неглавными, а так же с десятком именитых актеров». Более того, в силу оригинальности большинства приглашенных звезд – тут, к примеру, еще малоизвестный Мартин Фриман, который прославится лишь лет черед 5 после выхода «Реальной любви» благодаря «Шерлоку» и «Хоббиту», нечастный гость подобного формата фильмов Колин Ферт, Лиам Нисон, Алан Рикман, — фильм нельзя назвать однозначной комедией: неожиданность и искренность персонажей, правдоподобность сюжетных ходов делают необходимостью коротенькую приставку «траги-». А именно сейчас, когда город накрывает осенняя депрессия и, кажется, что до света мы не доживем — даже до электрического света ёлочной гирлянды — рождественская тематика «Реальной любви» делает необходимостью просмотр именно таких фильмов об этом неоднозначном, как любой человек, но, безусловно, важнейшем человеческом чувстве.

love-actually-1

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии