Если, читая эту статью вы завтракаете, пьете чай или кофе – прервитесь, сейчас мы расскажем вам о высоком и мало аппетитном, о Ингмаре Бергмане.

Бергман

«Искусство – это набитая муравьями змеиная кожа. Сама змея уже мертва и лишена яда, но оболочка полна суетливой жизнью и продолжает жить». Оригинальный взгляд на вечное, но в этом весь Бергман. Как о нем говорили: «величайший художник с момента изобретения камеры». Хотя, трудно давать определение тому, кто сам не знал, кто он и откуда. Творчество Бергмана в той или иной степени основано на его детских впечатлениях.

«Все что имеет хоть какую-то ценность уходит корнями в мое детство», — пишет он в своих мемуарах.

Ну что же, тогда начнем с детства. Родился Ингмар 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала. С самого начала ему казалось, что окружающие оказывают слишком мало интереса к его персоне и он всячески старался обратить на себя внимание. Например, рассказывал истории о своих тайных подвигах, а его никто не слушал. А когда обиженный неразделенными фантазиями ребенок превратился в оскорблённого мечтателя — было уже поздно.

Лето с Моникой

«Я всегда живу во сне и лишь иногда посещаю реальность. Стаи черных птиц, тревога, стыд, сожаление, тоска – часто прилетают ко мне, чтобы составить компанию» — говорил Бергман.

Все было отнюдь не так мрачно. Дом Бергманов не был адом, в нем часто звучали смех и музыка, дети могли приводить друзей и заниматься творчеством, но это пока их отец оставался в хорошем настроении. Когда же он впадал в депрессию, то карал за малейшую провинность, или даже по подозрению. Часто наказания принимали весьма изощренные формы. Итак, сначала преступник признавался в содеянном в присутствии гувернанток и матери, затем допрос с пристрастием вел уже отец и наконец наступало время порки. При чем, преступник сам называл количество ударов, которое он заслужил. Подобные методы создали благоприятную среду для возникновения неврозов. Его брат в конце концов сломался, а Ингмар выстоял. Он притворялся перед родителями таким, какими они хотели его видеть и врал без зазрения совести, ему было не трудно. Примерно в тот же период мальчик открыл для себя кино.

Седьмая печать

Однажды в гостях у друга он увидел кинопроектор и даже покрутил ручку, позднее он признался, что ним овладела лихорадка, которая так никогда и не прошла. На Рождество Бергманы приобрели собственный аппарат демонстрации фильмов, владельцем которого стал не Ингмар, а его брат. Не выдержав подобного, Ингмар хитростью и ловкость выменял проектор у брата и началось.

В магазине игрушек продавалась использованная нитратная кинопленка, она стоила очень дешево. Ингмар быстро нашел ей применение. Он погружал 30-40 метров пленки в раствор соды, эмульсия растворялась, и пленка становилась кристально чистой. Теперь, тушью разных цветов, Бергман мог рисовать свои картинки. Шли годы.

К лету 41-го Ингмару исполнилось 23 и он приехал жить к бабушке подальше от людей. Несколько раз его призывали в армию, после чего у него появилась язва и «белый билет». В то же время, он начал пытаться писать пьесы. Оувен, известный в те времена театровед, прочитал опусы и вернул их с рецензией: «Настоящего писателя из тебя никогда не выйдет, но не сдавайся».

Ингмар Бергман

Все изменилось, когда поставили его «Смерть Каспера» на сцене студенческого театра. Премьера прошла удачно, это было признание. Молодого автора пригласили в сценарный отдел ведущей киностудии Свенгс фильм индастри. Совсем скоро у него появилась возможность снять свой собственный фильм, с характерным названием «кризис», где он случайно потерял контроль и над группой и над процессом. Бергман усвоил много уроков из процесса съемок этого фильма. После премьеры фильма ему позвонил независимый продюсер Лоренц, признавшись, что хуже «Кризиса» фильмов не видел. Тем не менее, им удалось снять вместе несколько лент, самой удачной из которых стала «Тюрьма». В 1951 году кинообщественность протестует против завышенного налога на зрелища и останавливает выпуск фильмов. Чтобы хоть как-то выжить и прокормить шестерых детей, он делает серию рекламных роликов мыла «Бриз», которое разъедало кожу до костей, и осталось камнем на его совести до конца жизни.

Бегрман

Как бы это не звучало странно, но Ингмар состоялся, как режиссер в жанре комедии. Это все случилось из-за безденежья, он считал, что только комедия заставит его по-настоящему заработать. В отличие от своего старшого брата, Ингмар не обладал общепринятым чувствам юмора, а его первые попытки не то, что не вызывали улыбок, а скорее отталкивали и пугали. К съемкам комедии «Улыбки летней ночи» он готовился в Швейцарии, горы оказывали на него гнетущее впечатление, его начали одолевать мысли о самоубийстве. Не смотря на специфический юмор, лента «Улыбки летней ночи» удостоилась специального приза на «Канском кинофестивале». Бергман прославился и сразу приступил к съемкам новой картины «Седьмая печать», в жанре отнюдь не комедии. «Седьмая печать – это фильм, который нигде не жмет и не натирает», — говорил автор об одном из своих лучших творений.

В 1956 он снимает «Земляничную поляну», фильм в котором переплетается сон и явь, фантазия и действительность. Главный герой фильма пристаревший профессор – отображение самого Бергмана. И хоть ему на тот момент было всего 37, чувствовал он себя стариком.

Земляничная поляна

В личной жизни, режиссера царил хаос. Бергман был женат много раз, и как говориться: «всякий раз удачно». Но… он смутно представлял, как выглядят его дети, не ориентировался в собственном доме, хотя подвигом было уже то, что он его купил.

«Все мои фильмы могли быть черно-белыми, все, кроме «Шепоты и крики»» — говорил Ингмар. В фильме преобладает красный цвет, именно в этот цвет переодевали в его семье детей, которые уписались ночью, чтобы пометить неудачника.

Семья Бегрмана

Спустя совсем немного времени, Ингмар знакомится с американским продюсером Дином и подписывает контракт о съемках психологического триллера. Благодаря этому мир увидел 4-х серийный фильм «Лицом к лицу», о женщине-психиатре, умирающей от психической болезни. Дин оказался разочарованным, вместо триллера ему подсунули галлюцинацию. Сказать, что он был зол, нет, он проклял Ингмара. И вот 30 января 1976 года, его прямо со съемочной площадки увозят в участок, а оттуда в психиатрическую больницу. Но это было связано с налогами. Дело в том, что Бергман действительно не платил налоги, он искренне не понимал, кому, а главное за что должен их платить. Спустя три месяца обвинение было снято. Первая реакция Бергмана – эйфорическая и он уходит в работу с головой. И если в детстве ему снились кошмары и ужасы, то ближе к старости – ему снились красочные театральные постановки. Справившись с творческим кризисом и сняв гениальный телефильм «Фани и Александр», автор пишет: «я создал плохие фильмы, которые близки моему сердцу, и объективно хорошие, которые мне безразличны».

Ингмар Бергман

На самом деле невозможно оценить весь вклад, привнесенный этим человеком в искусство кинематографа. Но возможно описать, его же фразой: «Посреди размолотых в щебни модных течений возвышаются одинокие скальные камни».

Автор статьи: Ния Никель

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии