Я когда-то уже говорила, что любой писатель вызывает в голове у читателя определенный визуальный образ. Проблема моих литературных взаимоотношений с Роальдом Далем в том, что его «образ» в моей мысленной картотеке отсутствует, при том что я имею достаточно ясное и полное представление о его творчестве: в детстве читала «Чарли» и «Матильду», чуть позже – рассказы-ужастики, и даже «Живем лишь дважды», бондиановский экшн с Шоном Коннери (сценарий для которого, как оказалось, писал тоже Роальд Даль), смотрела несколько раз. Так в чем же проблема? Что мне не дано уловить?

Роальд Даль

Роальд Даль, портрет

Роальд Даль

Роальд Даль с собаками

Дело тут, конечно, не в недостатке мастерства; скорее, наоборот, в его переизбытке. К произведениям, с которыми он начинал свой путь в литературу и сам Роальд Даль относился скептически, но вот зрелые вещи Даля четко соответствуют своему жанру, они искусно построены из, кажется, единственно уместных литературных приемов, они в каком-то смысле «блестят» литой эмалью эталонного образца, говоря «вот какой должна быть детская литература». Неловкость в том, что за этой «эталонностью» теряется авторский почерк, так что ты не понимаешь, кто именно говорит с тобой страницами книги. Почему же Роальд Даль настолько хорош в своем деле, что даже плох?

Роальд Даль

Роальд Даль

Роальд Даль

Роальд Даль

Стоит попробовать разобраться в судьбе писателя. Активный, пышущий жизнью ребенок; тяготы учебы в частном пансионе, нелады со школьными правилами; мечты о взрослении и побеге и, наконец – побег! После окончания колледжа Роальд отклонил предложение его матери оплатить ему учебу в Кембридже и уехал работать торговым представителем в Танзанию. С началом Второй мировой Даль вступил в воздушные войска, и в ходе военных действий был тяжело ранен и комиссован домой. Мне кажется, именно в это время – лежа на больничной койке, со сломанным хребтом и двумя протезами вместо бедер – Даль начал писать, «отвлекаться» благодаря литературе. Наш мозг всегда пытается найти прикрытие, оправдание ужасу окружающей действительности: кто-то над ней смеется, кто-то – уходит в мир грез. И Роальд уходил все дальше: его рассказы становились все фантастичнее и напряженнее. Первый успех пришел к нему именно благодаря этим мистическим рассказам, но чуть позже у писателя появились дети – и тут, наконец-то, все сошлось: так три разноцветные линзы находят одна на другую, чтобы в результате создать четвертый оттенок невозможной красоты. Этим оттенком стали сказки Роальда, этими линзами — талант, потребность сочинять фантазии и необходимость укладывать малышей спать – а малыши, как Даль говорил, «Самые требовательные слушатели; они тонко чувствуют фальшь и стремительно теряют интерес, если ты недостаточно стараешься». И он старался.

Роальд Даль портрет

Роальд Даль

Роальд Даль

Роальд Даль

Его «Матильду», по-моему, знает каждый ребенок – из современного детского худлита это чуть ли не лучшее, что есть. Соревноваться с этой книгой может только Дальев же «Джеймс и гигантский персик» или «Чарли и шоколадная фабрика» — кстати, лично Даль писал сценарий для первой экранизации романа в 1971 году. Последняя же экранизация, с Джонни Деппом в роли Вилли Вонки, стала безумно популярна, еще раз подтвердив, что детские вкусы едины во все времена, и классные детские книги остаются таковыми и 40 лет спустя.

фильм "Матильда", Роальд Даль

кадр из фильма «Матильда», Роальд Даль

"Чарли и шоколадная фабрика", Роальд Даль

кадр из фильма «Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль

И в конце, возвращаясь к своему первому вопросу – что не так с Далем? – я хочу ответить: все так. Возможно, в его языке нет «авторского росчерка», подобного тому, что есть у всех писателей, о которых я раньше рассказывала. Однако раньше я никогда и не обращались к детским авторам, для которых именно язык Даля – ясный, лаконичный, понятный – идеальная основа любому сюжету. И если я открою что-нибудь со сказками (а иные из них вполне интересны и взрослым) и почувствую, что это лучшая, правильная, очень талантливая детская книга, ее «стиль» будет вполне узнаваемым – это будет стиль Даля.

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии