Наталия Олексиенко – создатель и главный архитектор проектов в мастерской «Architectural initiatives», член Союза художников и Союза архитекторов Украины. Работая исключительно в современном стиле, Наталия создаёт частные дома с инженерными мозгами, а благодаря наличию художественного образования, каждый проект превращается в настоящее произведение искусства. В интервью для Style Insider архитектор рассказала о первом дизайнерском проекте, сразу получившем позитивные отзывы специалистов, особенностях работы с частными объектами, а также о мечте создать культурный центр, который подчеркнёт в своей архитектуре связь истории и будущего.

Наталия Олексиенко

SI: Можно ли сказать, что архитектура была вашим призванием с детства?

Наталия: Я убеждена, что определить призвание человека не сложно, если в детстве присмотреться к занятиям, которые он выбирает. Я всегда любила не просто рисовать, но строить из картона дома и обустраивать их. Архитектурный ген достался мне от папы. Меня всегда поражало, как он делает зарисовки коттеджей в стиле Райта, набрасывает перепланировки – для себя, не будучи архитектором. Но первую половину своей творческой жизни я развивалась как художник, поэтому дважды оканчивала Национальную академию изобразительных искусств и архитектуры. Первый раз — факультет «Вільної графіки», а уже второй – как архитектор.

«Мои рисунки и архитектурные проекты всегда имели мужской характер»

SI: Что повлияло на ваше желание получить архитектурное образование?

Наталия: Гениальная идея учиться архитектуре пришла даже не мне, а моей маме. Достигнув определённых художественных рубежей, я поняла, что хочу заниматься чем-то более масштабным. Я находилась в постоянном поиске. На этом пути сильное влияние на меня  оказало современное искусство. Во время выставки своих работ в Гарвардском университете я увидела инсталляцию, собранную из огромных глубоких тарелок, хаотично поставленных друг на друга. Инсталляцию нужно было обходить вокруг. После очередного круга я почувствовала, как этот хаос передает физическую вибрацию всему телу. В этот момент пришло осознание, насколько форма и ритмика влияет на наши тела и восприятие  окружающей среды, как сильно объекты взаимодействуют с нами. Этот пережитый опыт я применяю в своих проектах и сегодня.

Наталия Олексиенко

SI: Каким был ваш первый дизайнерский проект?

Наталия: Окончание архитектурного факультета совпало с завершением первого реализованного проекта. Объект оказался успешным и знаковым для меня. Квартира под названием «Вільний простір» или «Интерьер с мотоциклом» в 2001 году была опубликована на обложке украинского журнала «Салон», поучаствовала в конкурсе “Inter’year 2001” и попала в первую десятку. Стоит отметить, что этот дизайн актуален и сейчас, хотя в то время люди только начинали осознавать, что дизайн, действительно, существует, его стоит заказывать и за него стоит платить. А мы уже тогда применили кухню в нержавейке,  кирпичные стены в ванной в сочетании с белой «советской» плиткой.

Динамика событий подтолкнула меня открыть собственную мастерскую в том же 2001. Со временем мастерская выросла в «Архитектурные инициативы», руководителем  которых я являюсь.

SI: В каком стиле вы предпочитаете работать?

Наталия: Работаю исключительно в современном стиле. При всём разнообразии, современный стиль несёт в себе черты будущего, даже если мы смешиваем предметы из разных поколений.

Ищу свои творческие приёмы. Например, для каждого объекта я стараюсь найти свои особые, в чем-то уникальные зоны комфорта. Так, для «Villa Swift», объекта в 250 кв.м, пространство бассейна мы запроектировали как главное помещение, в отличии от гостиной и кухни. Благодаря этому смещению акцентов жилой дом наполнился атмосферой отдыха.

Отличительная черта наших проектов – это перетекающие пространства, взаимодействие экстерьера и интерьера. Особенное место отвожу террасам, эксплуатируемым кровлям.

Architectural initiatives

Architectural initiatives

Architectural initiatives

«Villa Swift», Киевская область

SI: От каких проектов вы можете отказаться?

Наталия: Я люблю работать над проектами, в которых есть возможность  реализовать единую идею от архитектуры до деталей интерьера. Поэтому очень ревностно отношусь к целостности заказа и не соглашусь проектировать дом, если интерьер не попадет в наши руки. Но это касается только частных объектов.

В целом, если проект не предполагает для меня творческого или профессионального развития, обязательно найду способ отказаться. Это касается псевдо «классики» в архитектуре и дизайне. Не возьмусь и за «хозяйственную» реконструкцию, если заказчик не готов к «реконструкции всей идеи».

Я бы также никогда не стала проектировать, скажем, ядерный реактор и всё, что может навредить окружающей среде или негативно повлиять на ткань нашего города, развитие культуры и общества в целом.

SI: Каким главным качеством, по вашему мнению, должен обладать архитектор?

Наталия: Есть такое волшебное качество как дипломатичность. Дипломатичность помогает убеждать заказчика сделать выбор в пользу выбранной нами концепции, не обидев его вкусы и способ мышления. Частные заказы – это симбиоз архитектурного профессионализма, дипломатичности и творческой психологии.  Для себя человек выбирает особенно тщательно. Частные объекты всегда отражают истинные вкусы людей. Это осознанный выбор, часто воплощение мечты.

Наталия Олексиенко

«Если украинцы «впустили» в свои квартиры бетон и необработанные доски – дизайн победил!»

SI: Какие основные моменты вы учитываете, создавая проект?

Наталия: Для меня важно создавать комфортные пространства. Наша архитектура и дизайн должны соответствовать характеру и способу жизни заказчика через 5 лет. Современные виллы и коттеджи, которые мы проектируем, выдержаны в стиле contemporary – это легкая и полупрозрачная архитектура, но главное – это архитектура с инженерными мозгами. Для наших частных домов мы обязательно рассчитываем конструкции, я закладываю весь комплекс инженерных решений — климат, свет, звук и т.д. Работая над архитектурой, проектирую  вид из  окна. Учитываю, как сработает пейзаж в интерьере, например «Квартира с садом» в Замке на Паньковской.

SI: Расскажите о ваших любимых и самых значимых проектах.

Наталия: Проекты, в которых удалось развить свою философию, поразмышлять об идентичности, словом,  охватить более широкое решение задач, чем архитектурное проектирование или дизайн, особенно дороги для меня. Идею летящей птицы, которая родилась при первом знакомстве с будущим объектом, я реализовала во всех деталях  «Villa Larus» («Larus» — чайка на латыни). От первого наброска и до завершения проекта я стремилась пронести ощущение лёгкости и свободы в архитектуре, планировке, деталях интерьера.

Architectural initiatives

Architectural initiatives

Architectural initiatives

«Villa Larus», Киевская область

Продолжением одного из наших больших объектов «Замок на Паньковской» стала «Квартира с садом». В этом проекте хотелось раскрыть душу Киева. В «Квартире с садом», традиционный для Киева, уютный дворик становится частью дизайна квартиры. Во время реализации проекта нам также удалось решить задачу диалога исторического окружения и современного интерьера.

Люблю одни из наших необычных проектов – «Купольный домик на дереве», который мы запроектировали для ресторана «Токио» в Киеве. Это структурная прозрачная сфера, оторвавшаяся от земли. Вечером в огнях выглядит особенно футуристично.

Стоит отметить, для меня всегда было важно подчёркивать, что каждый наш объект и интерьер именно киевский. Я считаю, эти черты в архитектуре и дизайне искусствоведы, критики архитектуры однажды найдут и опишут.

Architectural initiatives

Architectural initiatives

Architectural initiatives

«Квартира с садом», Киев

SI: Каковы ваши ощущения по завершению объекта?

Наталия: После завершения объекта начинается его «взрослая» жизнь — съемки, интервью, публикации. Я люблю этот процесс. Как сказал один искусствовед: «Объект становится архитектурой, когда он изучен и описан. До этого — это недвижимость». Кроме того, проектирование и строительство это коллективный труд. Расставание распределяется на всех. Вот со своими картинами мне было расставаться тяжело. Наверное,  это одна из причин, почему я выбрала архитектуру.

«Все мои проекты — это не просто творчество, а забота о ежедневных впечатлениях заказчика»

SI: Какое место в вашей работе занимает предметный дизайн?

Наталия: Меня, как творческого человека, часто вдохновляют едва уловимые вещи — узор теней от рассыпанных реек, экспрессия ручного наброска, шероховатость старого паркета и прочее. Эти живые впечатления я стремлюсь воплотить и в предметном дизайне. Так родились серия торшеров «Lаth» из монтажных реек, серия светильников «Rod» — это «набросок» металлом. Предметы с душой и со своей историей — стол «1974» (год производства паркетной доски, из которой сделана столешница). Мы покрасили стол в жёлтый цвет. Однажды меня вдохновила информация о том, что корабли выбрасывают жёлтый флаг, когда хотят причалить друг к другу. Параллельно, мы много проектируем мебели непосредственно для объектов, с которыми работаем. Например, в той же «Villa Larus» для спальни, разработано «семейство» корпусной мебели. Все, включая изголовье кровати, которое служит и кабинетным столом, прикроватные тумбочки, низкий ТВ-комод, настенная лавка созданы по моим эскизам, для того чтобы продлить интерьер.

Rod

Rod

Lath

Lath

Lath

1974

1974

SI: Архитектура каких городов вас вдохновляет?

Наталия: Влюблена в Чикаго. В его ритмику, пространство, баланс небоскрёбов и ландшафтного дизайна, архитектуру Райта в этом городе. Рим – это как встреча с отцом, он мне очень напоминает Киев, древний и холмистый. В Риме история и архитектура проявлены, у нас все хранится в недрах на каких тонких планах – это вдохновляет.

SI: Если бы вы были главным архитектором Киева, какие изменения внесли бы в архитектуру города?

Наталия: На фоне меняющегося климата, я вижу Киев курортной столицей. Киеву нужны пешеходные зоны, парки, полуприватные урбанистические пространства. Для площади Тараса Шевченко нашла бы центральное место. На ней должны происходить творческие события, назначать встречи влюблённые. Поэт, который умер от не разделенной любви, заслуживает  звучать в самом сердце города. Кто вынес эту площадь на идейную окраину?

Наталия Олексиенко

SI: Есть ли у вас проект мечты?

Наталия: Давно мечтаю создать огромный полифункциональный культурный центр с парками, театральными площадками, музеями, выставками, что даст возможность людям развиваться творчески. В своё время мы делали дизайн малой галереи Мыстецького Арсенала, которая и сейчас является спутником основного зала. Я бы хотела сохранить этот памятник фортификационного искусства, разместив при этом на его территории современную, даже сверхкосмическую архитектуру, что подчеркнет связь истории и будущего. Я убеждена, что настолько тактично поработать с исторической средой способна только женщина-архитектор. Уверена, что однажды этот проект будет реализован.

Больше работ Наталии Олексиенко можно посмотреть на официальном сайте архитектурной мастерской «Architectural initiatives» http://www.oleksienko.com.ua/.

Наталия Олексиенко

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ольга Иванова

Макияж: Валентина Калеменева

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии