Вова Че и Pride Kustoms были первыми в Украине, кто начал развивать велокультуру: они создавали и тюнинговали велосипеды, участвовали в зарубежных фестивалях, устраивали собственные (чего стоит только Ретро Круиз), целью которых было пропагандировать велосипед как основной вид транспорта, а также привезли в страну такой необычный вид спорта как велополо. Сейчас, помимо этого, Вова занимается созданием одежды, сумок, тактического снаряжения, промышленным дизайном и запускает новый фестиваль. О настоящем мужском бизнесе читайте далее.
Образование и призвание
Я окончил факультет «Промышленного дизайна» в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Николая Бойчука. Можно сказать, дизайн было моим призванием с детства, я всегда любил придумывать и создавать различные предметы, но самыми интересными проектами остаются велосипеды. Сейчас же дизайн одежды и промышленный дизайн являются для меня одинаково комфортными сферами, в которых я могу реализовать свои идеи. Помимо этого, у меня есть опыт работы графическим дизайнером в компании, среди клиентов которой были Gillette и Nestle, так что дизайн — определённо моё.
Первый велосипед и победа
Первый велосипед мы создали в 2010 году и повезли на ежегодный фестиваль FBI (Fundamentalist Bicycles Incorporated) в Амстердаме, где собираются гости и участники со всех стран мира: от Финляндии до Калифорнии. Мы (прим. ред. – клуб Pride Kustoms), привезли туда 2 велосипеда, один из которых собирался с нуля, а второй наша мастерская тюнинговала. С последним (В29) мы одержали победу в одной из трёх номинаций, а со вторым — заняли 6-ое место в общем зачёте, что тоже было прекрасным результатом.
О кастомной культуре в Украине
Фестиваль FBI дал нам не только много новых и полезных знакомств, но также возможность посмотреть, как проводятся подобные мероприятия, что помогло в дальнейшей организации собственного фестиваля СБУ (Саморобні байки України), который проходил в скейт-парке «Алькатрас». На первый фестиваль приезжали ребята из Питера и Москвы, на второй – уже не только гости из стран СНГ, а третий фестиваль мы проводили в галерее «Лавра» и среди гостей было ещё больше ребят из Голландии, Италии и других стран Европы. Позже мы решили немного изменить формат фестиваля, так как изначально его устраивал Pride Kustoms, который занимался велосипедами и развитием кастомной культуры в Украине в целом, и добавили к велосипедам, также мотоциклы и автомобили назвали Kyiv Kustom Kulture, который в этом году снова будет проходить в галерее «Лавра» 29 августа.
Велосипед VS Автомобиль и общественный транспорт
Когда я здоров и без травм, а бывает и такое, велосипед для меня – основное средство передвижения по городу. На велосипеде, особенно в центре, добраться до пункта назначения можно значительно быстрее и удобнее, чем на автомобиле или общественном транспорте. Не говоря уже о трудностях поиска парковочного места.
С каждым годом на велосипедах передвигаются всё больше людей. Мы организовали клуб Pride Kustoms в 2007 году для пропагандирования идеи использовать велосипед, как основной вид транспорта, каждый день. И для этого есть несколько причин: во-первых, это круто, во-вторых, удобно, в-третьих, это дёшево, в-четвертых, здорово (так как находишься в постоянном движении, то чувствуешь себя молодым и бодрым), в-пятых, как минимум в городе, ты не загрязняешь окружающую среду, и существует ещё множество других плюсов. Те, кто рассказывают о том, что в Киеве невозможно передвигаться на велосипеде из-за холмов, немного лукавят, ведь перед подъёмом всегда можно слезть с велосипеда и пройти пешком.
Пропаганда и заслуги
В 2007 году на нас и наши велосипеды очень сильно обращали внимание на улицах, тыкали пальцами и задавали множество вопросов. Тогда по городу катались, в основном, «дельфины» (люди, одетые в костюмы из спандекса на MTB-шных велосипедах, предназначенных для гор) и выглядело это нелепо. Сейчас же большинство магазинов, занимающихся продажей велосипедов, предлагают серийные круизёры и чопперы. Также мы стояли у истоков фиксерского движения в Украине (велосипед с фиксированной передачей). С самого начала мы представляли сити байки, круизёры и чопперы как красивые и индивидуальные велосипеды, и фиксы, как быстрые и хищные. На данный момент у Pride Kustoms уже 3 заслуги – круизёры, фиксы и Kyiv Kustom Kulture.
Кража велосипеда
Часто пишут и рассказывают о кражах велосипедов. Меня это не обошло стороной. Однажды у меня украли велосипед, который я сделал сам, в 4 часа утра в Одессе. Я зашёл в магазин, где продавали виниловые пластинки, велосипед был пристёгнут замком и не было меня всего-ничего, а выйдя на улицу, велосипеда уже не было. Но он был найден через 9 месяцев благодаря друзьям и социальным сетям, несмотря на то, что велосипед пытались перекрасить и перепродать.
Зачастую воруют велосипеды, пристегнутые замком с тросом и оставленные на лестничных площадках. Поэтому рекомендую только U-образный замок, а также хранение велосипеда в квартире. Вы же не оставите своего ребенка ночевать в предбаннике?
Велосипеды для парней и девушек
Сейчас очень много девочек катаются на кастомных великах, так как им важно, чтобы всё вокруг было красивым. Парни, в основном, красят велики в чёрный матовый цвет, а иногда и вовсе оставляет ржавыми без покраски. Девочки же предпочитают цветные велосипеды: бежевые, красные, синие, жёлтые, реже — классические чёрные.
Велополо
Мы организовали велополо в Киевев связи с появлением у нас велосипедов с фиксированной передачей. Увидев этот вид спорта на Западе, решили попробовать и у нас, так как велосипеды у нас были, а сделать клюшки не составила особого труда. Всем понравилось — весело, увлекательно, больно. Так мы начали проводить «Открытый киевский чемпионат», на который даже приезжали ребята из Харькова, Кривого Рога, Варшавы. В своё время в Киеве было целых 3 полноценных команды. Но велополо осталось, как и поло на лошадях, чем-то вроде элитного вида спорта, пока немногие решаются этим заняться, хотя велополо, как по мне, круче футбола, но не так круто как регби (смеется).
HARDRIDE
Компания HARDRIDE начала свою деятельность с производства сумок. Это было логичным решением, так как украинских качественных сумок-мессенджеров не было, а заграничные стоили дорого, к тому же никто не любит долго ждать покупки. Свои сумки мы создаём из американской ткани и японской фурнитуры в собственной киевской мастерской. Затем мы занялись производством одежды, но сейчас гражданский рынок мы перевели на военные рельсы и делаем тактическое снаряжение для наших бойцов и специальных подразделений.
Наша команда на сегодня состоит из двух частей: одна занимается велосипедами, другая — одеждой. В первой моими партнёрами являются друзья-механики, а во второй – отец. Он много лет работал конструктором, занимался пошивом кожаной одежды и, так как лучше специалиста у меня нет, было бы глупо не воспользоваться этим и не привлечь его к созданию собственной компании. Конечно же, не обходится и без споров, но мы чётко разделяем обязанности: я не учу его шить, а он меня – создавать дизайн и продавать.
Фестивали
Можно сказать, что в рамках Ретро Круиза мы пропагандировали красоту: люди в красивых костюмах, на красивых велосипедах ехали по красивым делам и делали всё красиво. Уже прошло 5 фестивалей и с каждым годом участников становится всё больше. Начиналось всё с велозаезда, сейчас же мероприятие обрело формат фестиваля с музыкой, танцами, напитками, едой, продажей аксессуаров и прочим, что соответствует духу того времени. С недавнего времени я не являюсь участником проекта «Ретро Круиз», но уже готовлю новый – исторический фестиваль «Цивилизация», в рамках которого будет воссоздан быт армий, начиная с античности, заканчивая серединой ХХ века. Проходить фестиваль будет в формате living history, то есть это будет, своего рода, «живой» музей, где посетители смогут рассмотреть лагеря, снаряжение, оружие и прочее.
О развитии бизнеса
Мой бизнес развивается, дело идёт. Я пытаюсь сконцентрироваться на нескольких направлениях деятельности, чтобы не распыляться, но сейчас к великам, одежде, фестивалям ещё подтягивается непосредственно промышленный дизайн. Это важное и нужное направление, так как велосипеды, которые производим мы – очень специфический продукт и клиентов на них найти непросто, мы сейчас начинаем заниматься предметами интерьера. Совсем скоро у нас появится своя линейка, которая будет предлагаться для заказа. Что касается материалов, использовать мы будем те материалы, с которыми работаем всю жизнь – сталь, скорее всего, бетон и немного дерева.
Автор статьи: Катерина Капцова
Фотограф: Ольга Иванова