За эти выходные я обзавелась двумя новыми парами обуви, если вам интересно, конечно. В пятницу (которая маленький выходной) я решила купить лапти, которые L.A.P.T.I. (если что, не на правах рекламы, просто отечественный производитель — всегда плюс). Интуитивно поехала в физический магазин, а не заказала онлайн, и не прогадала — если с моим тридцать седьмым все и так ясно, то сорок второй моего мужчины превратился в лаптевый сорок четвертый. Обидно было бы отсылать обратно с курьером. В субботу я решила начать бегать, поэтому поехала в специализированный узкопрофильный магазин, где узнала, что такое пронация, пробежалась босиком на беговой дорожке на камеру и ушла довольная и спортивная с фиолетовыми япончиками в пакете. Внимание, вопрос: получилось бы с первого раза купить все необходимое в онлайн? Второй вопрос: если бы я заказала аналогичные товары в другой стране и решила бы их вернуть, сколько бы я потеряла на пересылке? Неудачные кроссовки с Asos обошлись, кажется, в лишние гривен триста по старому курсу.

В то время, как все хвалят Интернет за его возможности и (при необходимости) молчаливость, Скотт Гэллоуэй, профессор университета NYU Stern (это очень хороший ВУЗ), заявляет, что stores are the new black, то есть, физические магазины (которые brick-and-mortar — буквально, кирпич и строительный раствор) — самое оно. К Скотту присоединяются и инсайдеры ритейла — в две тысячи пятнадцатом e-commerce в чистом виде вообще исчезает. Говорят, что онлайн-лавки должны или открывать физические магазины, или уходить из бизнеса вовсе — так хочет потребитель.

ФОТО_2

В 2000-х классические оффлайновые магазины забили тревогу — в то время как раз активно зарождалась Интернет-торговля (стоит ли напоминать, что флагман модного онлайн-ритейла — мой обожаемый Net-a-Porter — был открыт Натали Массене именно в 2000 г. (кстати, ее все посчитали авантюристкой и обреченной на неудачу — мол, эка дерзость — продавать тяжелый люкс в Интернет!). Потом в сеть вышли все, кому не лень.
Однако, не так давно успешный нью-йоркский магазин Bonobos (который со стильной мужской одеждой и который начинался, как исключительно Интернет-история) вышел в оффлайн, открыв физический магазин. Они не захламляют его вещами — всего пару размеров одной модели, а если вашего не найдется — нужную вещь тут же доставят к вашей двери с интернетмагазиновского склада. Moda Operandi открыла собственный шоу-рум, грузинские More Is Love тоже недавно вышли в оффлайн. Про параллельное функционирование Matchesfashion.com/магазина Matches, а также Mytheresa.com/бутика Theresa я вообще молчу. На самом деле, примеров масса. Даже у прародителя бьюти-боксов и коробок Крыгиной — Birchbox — уже есть свой brick-and-mortar!

ФОТО_3

ФОТО_4

Если брать глобальный ритейл, то лишь 7% продаж приходится на онлайн, все остальное — оффлайн. Помимо хлеба, кефира и парацетамола мы идем в магазин за солнечными очками (иначе как мы узнаем, не двойная ли у нас бровь в конкретной модели), за спортивной одеждой и обувью (например, при моем классическом М в «гражданской» одежде в большинстве случаев я беру S в Adidas by Stella McCartney — мелочь, а приятно), ювелиркой (надеваешь на запястье и понимаешь, твое или нет), косметикой (оказывается, винные губы могут превратить тебя как в Кару из рекламы, так и в Венсди Аддамс), ну и так, по мелочи.

ФОТО_5

Не забывайте о доставке. Точнее, о ее стоимости. Ладно, в Украине — у нас есть Новая Почта (которая — не пойми — не то стимулировала рост онлайн-лавочек, не то сама выросла благодаря этим самым лавочкам, хотя, скорее всего, дело в синергии). Возьмем приличные Интернет-магазины. Например, тот же самый Net-a-Porter доставит вам красивую черную коробочку с черной ленточкой за 20 фунтов (а это, на минуточку, 700 грн. или полторы дюжины средиземноморских устриц по курсу), другой британец — Matchesfashion — привезет яркую пятнистую коробку на магнитной застежке (которая, кстати, сама по себе недешевая) за 12 фунтов, немецкая Mytheresa попросит 34 евро, французский Colette — 19 евро (правда, здесь при чекауте вам отнимут НДС — очень честно, как я считаю) и только одна итальянская Luisaviaroma (процветания ей и хороших клиентов в лице нас с вами) пришлет вам заветную черную матовую с глянцевой надписью безвозмездно (то есть, даром (с)). Конечно, здесь сложно судить однозначно (предугадываю помидоры, летящие от владельцев онлайн-магазинов в мою сторону), да и я не обделена высшим экономическим — за все нужно платить, тем более, таким гигантам, как DHL. Но куда приятнее, когда стоимость доставки уже спрятали в цене товара (в идеале — вычли из своей дельты — поставившие на эффект масштаба тоже в выигрыше). Кроме того, везде мы поздороваемся с двойным налогообложением (кроме Colette, конечно) — заплатим НДС в стране базирования магазина при пересечении границы (не зря же придуман tax free?), а потом (в случае, если заказываем что-нибудь приличное, то, что потянет на 150+ евро) еще заплатим в Украине налог и НДС. Здравствуй, реальность. Я думаю, именно отсутствие в онлайн-мекках системы tax free и породило супер-лакшери-фэшн-байеров, как класс — они сгоняют в Париж/Милан/Лондон, привезут вам туфли по цене магазина и заберут tax free себе. Как вариант можно полететь в Париж/Милан/Лондон самому, покрыть за счет tax free дорогу, купить туфли и сумочку, погулять по Елисейским (или где там принято гулять?), совместив приятное с полезным. Про аутлеты и пригородные скидочные деревеньки тоже не говорю — сами знаете.

ФОТО_6

Но я знаю, за что я полюбила онлайн-шоппинг. Меня, например, раздражают непрофессиональные продавцы, которые без повода пытаются рассказать, что модно в этом сезоне, и что нужно покупать. Когда знаешь, чего, сколько и в каком размере ты хочешь, и когда это все совмещается с наличием денег на карточке, можно организовать себе гардероб быстро и без особых усилий. Я молчу о том волшебном шаловливом чувстве, которое посещает тебя сразу после получения письма «your order was successful» — не то радуешься, что котики Charlotte Olympia через четыре дня будут на твоих ногах, не то пытаешься понять, в каком таком помутнении ты опустошила карточку за три минуты.
Однако, очевидно другое: как бы не старался онлайн и как бы не хамили продавцы, люди по-прежнему любят ходить в магазины. AT Kearney предлагают следующие цифры (по США): 5% покупок — чистый онлайн, еще 5% — омниканальные продажи (присмотрели в магазине в начале месяца, купили через Интернет в день зарплаты), а 90% — классические оффлайн-продажи. Для омниканальных продаж, кстати, придумали новое слово — digical (= digital + physical), это сейчас очень прогрессивно.
78% покупателей изучают сайт магазина, прежде чем определиться с выбором и пойти в его оффлайн-версию за покупкой (я бы объяснила это простым изучением цен — всегда ведь нужно приходить подготовленными). Кстати, миллениалы и представители поколения Y, вопреки мнению, онлайн-магазинам предпочитают монобренды, где можно ощутить дух нужного бренда.
В правильном оффлайне с вами будут долго говорить и долго хвалить. Возможно, даже напоят кофе и разрешат сфотографироваться. Вы выслушаете, насколько это сейчас модно в Париже, и как эти брюки вас худят. Кроме того, вы сможете случайно взять в руки сумку, пахнущую бережно выделанной (желательно известными производителями) телячьей кожей, и срастись с ней. Это как с хлебобулочным отделом в супермаркете и их приемами для вашего обоняния — нужно или брать, или изначально проходить мимо.
Конечно, каждый в праве выбирать по вкусу и кошельку. Однако, как бы вам не нравился онлайн-шоппинг, Chanel в Интернете не купишь. Как и Dior. И сумки Birkin и Kelly от Hermes все равно придется забирать из магазина. А это уж точно означает, что оффлайну — быть, и быть очень долго.

ФОТО_7

Фото: le21eme.com, vogue.co.uk, blog.thompsonhotels.com, nytimes.com

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии