Лирическое отступление. Август. Только не графство Осейдж с восхитительной Мерил Стрип в главной роли, а курортный Трускавец Львовской области: я здесь впервые. Пятизвездочный отель (стопроцентная загруженность в это время), Карпаты из окна, Нафтуся три раза в день, массажи, воздух, который, кажется, отлично сдувает с тебя всю негативную энергетику города, солярий на восьмом этаже и третья часть «Атлант расправил плечи» в руках. Мне казалось, что Трускавец — это история или о болячках, или о тех, кому «за» — но стереотипы трескаются, и мы, здоровые и «до», решаем провести неделю здесь.

Девять этажей в отеле, людей много, а лифта всего два — невольно начинаешь наблюдать за происходящим сквозь призму интересов и этой колонки. Здесь (1) много иностранцев и (2) очень много молодых (которые «до»). Пробежки по прохладному городу в преддверии знойного летнего дня, брокколи на обед, тренажерный зал, jawbone up на запястьях, Adidas by Stella McCartney на девочках (пожалуй, один из самых правильных с точки зрения маркетинга бизнесов). Здесь есть те, кто, например, ходит в Hublot в спелеокамеру, но больше тех, кто выбирает Apple Watch. Похоже, что поколение путешествующих с ковриками для йоги постепенно (но стремительно) наступает на пятки своим предшественникам.

ФОТО_2

Умный бизнес должен реагировать на настроения публики, он и реагирует — когда, если не сейчас, должны были придумать те же Apple Watch (сегодня я буду рассуждать о них и о их потенциальном влиянии на швейцарскую ортодоксальную часовую индустрию). В то время, как смартфоны все увеличиваются и увеличиваются в размерах (очаровательно выглядят девушки, держащие в хрупких ручках айфон шесть плюс), потребителю все равно нужно что-нибудь маленькое, функциональное, и обязательно про здоровый образ жизни (back to basics, так сказать).

По оценкам Citigroup Inc., на сегодняшний день рынок смарт-часов (к которым, собственно, и относятся Apple Watch) оценивается в 1,8 млрд. евро, однако при нынешних раскладах к 2018 г. его объем увеличится до 10 млрд. евро. В то же время, объем рынка швейцарских часов в 2014 г. составил около 60 млрд. дол. Это значит, что если говорить о деньгах, то в ближайшее время Apple вряд ли слопают кусок пирога швейцарцев.

ФОТО_10

Впрочем, чтобы делать выводы, нужно четко определять целевую аудиторию Apple и их потенциальную выгоду. Мне очень нравится математика американского финансового аналитика, инвестора и колумниста Financial Times Виталия Каценельсона. На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно 180 млн. пользователей iPhone, для которых он — необходимость, а не игрушка, какой могут восприниматься Apple Watch сегодня. Что касается пользователей продукции Apple, то их около 800 млн. Если каждый десятый пользователь iPhone купит Apple Watch по средней цене в 500 дол., то это даст компании дополнительных 9 млрд. дол. прибыли; если же смарт-часы купит каждый десятый пользователь продукции Apple — то это плюс 40 млрд. дол. Это очень много (напомню, что прибыль корпорации Apple — около 200 млрд. дол.). Кому нужны смарт-часы? (1) фанатам корпорации; (2) людям, которым интересен здоровый образ жизни и все, с этим связанное. Еще отмечу, что люди от 18 до 35 скорее купят смарт-часы, чем обычные швейцарские (это подтверждается данными исследователей из Гарварда).

ФОТО_3

Как отреагировала индустрия на появленние смарт-часов — функциональных, но, честно говоря, страшненьких (в сравнении с многовековыми швейцарскими гигантами). Эксперты заявляют о том, что появление Apple Watch первыми ощутили Swatch (пятая часть прибыли которых генерируется за счет продажи ярких пластиковых часов) и независимые швейцарские марки, которые продают часы в средней ценовой категории. Что касается корпорации Swatch — то это не просто история про яркие часы, которые мы носили в школе или на первом курсе института — кроме марки Swatch они владеют Breguet, Blancpain, Omega, Longines, Rado, Harry Winston, Tissot и другими громкими марками, а в рейтинге компаний, производящих тяжелый люкс, по размеру прибыли Swatch Group находится выше того самого Kering. Благодаря возможности выбора и ярким цветным ремешкам на модели Sport сейчас насчитывается 34 модели Apple Watch (Swatch плачет).

ФОТО_4

В целом, в швейцарской часовой индустрии 13% прибыли получают от продажи часов в ценовом диапазоне до 1000 швейцарских франков (чуть больше 1000 дол.). Аналитики говорят, что именно эти часы больше всего пострадают от Apple Watch, так как они равнозначны по цене и ограничены по функционалу. Соответственно, под прицелом находится Tissot (хотя они начали делать часы с сенсорным экраном еще в 1999 г.).

Swatch Group сопротивляется, именно поэтому в следующем году мы сможем увидеть смарт-часы от Swatch, которые позволят совершать мобильные платежи, а также будут оснащены программной оболочкой от Android (и снова противостояние iOS и Android). Что до других брендов группы — Breguet и Blancpain (драгметаллы, возможность инкрустации бриллиантами и, соответственно, стоимость порядка 100000 дол.), то Swatch ничего не хочет менять, потому что (цитата), их часы тоже смарт, т.к. человек, который их носит, «looks like a smart guy» (то есть, выглядит весьма и весьма прилично). Представители других брендов, чьи часы в рознице стоят от 5000 евро и выше говорят о том, что Apple Watch им не конкуренты.

ФОТО_5

Теперь возьмем самый большой люксовый холдинг мира — LVMH. В портфель брендов холдинга входят такие часовые бренды, как TAG Heuer, Zenith, Hublot, плюс Bvlgari и Montres Dior. Прибыль LVMH от часов и ювелирки практически достигает аналогичному показателю по алкоголю (привет, Moet et Chandon!). По данным отчетов компании за 2014 г., продажи часов Bvlgari заметно упали. Не так давно в Базеле были представлены Diagono Magnesium от Bvlgari, которые оснащены смарт-элементом — чипом NFS (помогает часам быть сопряженными со смартфоном). Что до TAG Heuer, то, наверное, все слышали, что буквально после запуска Apple Watch они заявили о создании собственных смарт-часов (коллаборация с Intel и Google — они будут называться Tag Heuer Carrera Wearable 01 и увидят мир в октябре 2015 г.), а их стоимость будет достигать 1400 евро, то есть, теоретически они смогут составить конкуренцию Apple Watch (теперь интересно, чей бренд окажется сильнее — Apple или TAG Heuer). Говорят, что это будет ребенок от брака Силиконовой долины и швейцарских часовщиков. Кроме того, TAG Heuer решили себя перепозиционировать и уйти с рынка часов от 6500 евро и выше на более доступный рынок с продуктами, стоящими 1500-4500 евро.

ФОТО_6

Швейцарские марки часов Mondaine, Frederique Constant и Alpina тоже анонсировали создание смарт-лакшери часов.

Ощутит ли часовая индустрия Швейцарии повышение спроса на смарт-часы? И что будет с брендами, продающие часы среднего звена? Не могу не вспомнить, как в 1970-80-е гг. Швейцария потеряла около 60000 рабочих мест в часовой индустрии из-за так называемого «кварцевого кризиса», связанного с появлением и широким распространением японских кварцевых часов от Casio и Seiko.

ФОТО_7

На самом деле, когда семь лет назад Apple выпустили iPhone, они всколыхнули индустрию — покупатели резко захотели телефон, с которого можно было бы зайти в Интернет, поиграть в игры, интеллектуальнее змейки, и послушать музыку на красивом плейере, соответственно, остальным производителям пришлось аккумулировать свои силы в этом направлении. Мы помним, как тяжело пришлось Nokia и Motorola, хотя до этого они казались незыблемыми, как Элис Уайэтт и Кен Данаггер из «Атлант расправил плечи» (до того, как они попали в ущелье Голта).

ФОТО_8

Согласно отчету Deloitte о мировом рынке часов в 2014 г., 44% респондентов отметили, что смарт-часы is the next big thing, то есть, за ними будущее. Однако, мне кажется, что Apple Watch и классическая Швейцария — скорее комплиментарны, нежели субститутивны, потому что Apple Watch — история больше для дня, тогда как традиционный швейцарский тяжелый люкс все равно останется «на выход». Я думаю, что это два разных рынка, а не один, на котором каждый пытается откусить от чужого бутерброда с икрой.

Еще мне нравится тезис одного из профессоров Гарварда, что часовая индустрия Швейцарии только выиграет от Apple Watch. По его наблюдениям, мало кто из студентов носит часы — большинству достаточно смартфонов. Однако, часы от Apple смогут приучить молодежь к культуре ношения часов — так было в 1980-е гг. со Swatch — те, кто в детстве выбирал Swatch и привыкал к часам на своем запястье, потом переходили на марки посолиднее. Смогут ли Apple Watch в качестве первых часов стимулировать продажи Breguet через десять-пятнадцать-двадцать лет?

ФОТО_9

Суть такова: вряд ли человек, который может позволить себе покупку Patek Philippe за, скажем, 200000 дол. (американцы называют такие вещи «недвижимостью на запястье» / «wrist real estate») передумает их покупать из-за смарт-часов за 400 дол. (Apple Watch Sport), 1400 евро (TAG Heuer) или даже золотых за 12000 дол. (Apple Watch Edition, как у Карла Лагерфельда). С другой стороны, если общество устанет от недвижимости на запястье и уйдет в сторону ковриков для йоги, брокколи, семян чиа и ягод годжи, то Apple Watch, которые смогут полностью интегрироваться в их жизнь — именно то, что нужно. В любом случае, нам будет интересно за всем этим наблюдать.

ФОТО_11

ФОТО_12

Фото: le21eme, lvmh.com, facebook.com/rolex, facebook.com/omega, facebook.com/Swatch.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии