Математика и искусство, казалось бы настолько далёкие сферы жизни, находятся друг к другу гораздо ближе, чем может показаться на первый взгляд. Style Insider подготовил несколько примеров гармоничного союза двух миров: точного и образного.

«Меланхолия» Альбрехт Дюрер

мел

Одной из вершин мира таинственности и символизма является резцовая гравюра на меди немецкого художника Альбрехта Дюрера. «Меланхолия» — картина, которую (без напускного интереса, как это обычно делаю я) необходимо созерцать часы напролёт, чтобы рассмотреть хоть часть деталей, изображенных на ней. Лестница у невидимой стены, песочные и солнечные часы, Путто («предвестник ангельского духа») на маленькой жернове, циркуль, молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок и прочие инструменты (с таким набором сегодня Дюрер без проблем мог бы влиться в ряды сценаристов очередной «Пилы»), борзая, примостившаяся у ног крылатой фигуры, радуга и даже лучистая комета нашли своё место на гравюре. Местами, центральная фигура картины напоминает растерявшегося игрока квеста «выбраться из комнаты».

Но, пожалуй, наиболее знаковой деталью гравюры является первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4 (к этому времени Индия и Китай уже обучали своих первоклассников их составлять). Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также в каждой четверти (в том числе в центральном квадрате) и сумма угловых чисел квадрата равна 34. Вот такое филигранное судоку! К тому же, два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания гравюры (1514). Справедливости ради, отмечу, что и Дюрер составил свой знаменитый квадрат не с первого раза: в средних окнах первого столбика цифры деформированы, а значит –автором вносились правки.

«Водопад» Мауриц Корнелиус Эшер

Waterfall October 1961 Lithograph 38.0x30.0cm

Известный любитель игры с логикой пространства, Эшер создавал картины, которым характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. Любимец математиков, физиков, секретарш и прочих людей науки, голландский художник первый, кто внятно изобразил такие понятия как бесконечность, рекурсию, перевёл математические абстрактные конструкции на язык графики. Но и тут не без парадокса: «Я абсолютно несведущ в точных науках», — говорил человек, без гравюр которого не обходится и сегодня ни одна «иллюстрированная» книга по математике, физике, топологии, не говоря уж о популярных изданиях.

«Водопад» — литография, созданная по мотивам статьи в «Британском журнале психологии» (вот уж художник, у которого не было проблем с вдохновением). Картина основана на «невозможном» треугольнике, так же известном как «треугольник Пенроуза». На полотне падающая вода приводит в движение мельничное колесо, которое в свою очередь направляет воду на вершину водопада – эдакого вечного двигателя (или, как говорят в народе, — perpetuum mobile).  К тому же, башни кажутся одинаковой высоты, хотя в одной из них этажей меньше, нежели во второй. По соседству с водопадом жизнь идёт своим чередом: женщина, стоящая на крыше дома справа, невозмутимо развешивает сушиться белье. Я на её месте, ну хотя бы, сошла с ума.

«Распятие, или Гиперкубическое тело» Сальвадор Дали

 dali-raspjatie

Невозможно подсчитать, сколько раз в различных интерпретациях была изображена одна из основоположных религиозных сцен – распятие Иисуса Христа. Подверг её истолкованию и один из известнейших представителей сюрреализма ХХ века — Сальвадор Дали, о котором сказано лишь немногим меньше, нежели о Боге-Сыне (как минимум, так считал сам Сальвадор, не отличавшийся излишней скромностью). Человеку с самыми знаменитыми усами, черпавшему вдохновение из снов, пришла идея изобразить вместо креста – развертку гиперкуба.

В произведении «Распятие, или Гиперкубическое тело» Дали, следуя западноевропейским традициям, изображает реального человека, свою постоянную музу — Галу, смотрящую на Христа. Тело Иисуса выглядит молодым и здоровым – в его образе Дали изобразил эталонную красоту мужского торса.

Что же до самого креста, геометрическая форма куба с его четкими гранями и углами подчеркивает бездушие и холодность происходящего. Библейский эпизод в «сотрудничестве» с кистью экстравагантного Дали подарили миру картину, в которой совершенное геометрическое тело — куб соприкасается с совершенным человеческим телом — Христовым.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Творчество выдающегося Леонардо овеяно многочисленными теориями заговоров и приговоров, а также выговоров и наговоров. Художник делал записи справа налево, да еще и в зеркальном отражении, шифруя многие свои тексты, что, безусловно, стимулирует появление новых и новых мифов. Не исключение – и «Тайная вечеря», шедевр мирового искусства, который давно уже является объектом множества спекуляций, сосредоточенных, как правило, на предполагаемых скрытых намёках, зашифрованных в картине. При том, самые серьезные исследователи падки на поиск скрытых смыслов, подтекстов и «сообщений» в отдельных изображениях и картине в целом.

Столько внимания не уделялось ни одной трапезе. Ужин, равных которому не было и не будет (смею утверждать), «Тайная вечеря» интерпретировалась итальянским музыкантом Джованни Мария Пала как нотный стан. Положение рук Христа, размещения апостолов, хлеб и остальные скудные блюда при чтении справа налево составляют краткую мелодию. Исследователь из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция заявила, что расшифровала предсказание художника: всемирный потоп и грядущий затем конец света, который начнётся 21 марта 4006-го года и завершится 1 ноября того же года (по моим подсчётам, это случится днём позже – готова спорить). Слависа Пеши, информационный технолог, наложив зеркальную полупрозрачную версию картины поверх оригинала, получила на обоих концах стола две похожие на тамплиеров фигуры, а слева от Иисуса ещё одного человека — «возможно, женщина с младенцем на руках» (а возможно и нет). Знал бы да Винчи о мозголомных последствиях своих невинных шифров –  возможно, пожалел бы будущих почитателей (а возможно и нет).

Автор статьи: Ольга Костюкевич

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии