Один из самых загадочных и интересных художников современной Украины исследует культуру изнутри, оставляя на поверхности её незатронутые аспекты, в силу своей очевидности.

Независимый украинский художник Вова Воротнёв поделился своими мыслями о современном искусстве, вандализме, социопатии, городском пространстве и своей роли в нём.

SI: Почему вам интересно современное искусство?

Вова: Современное искусство мне интересно по целому ряду причин. Его делает интересным и то, что, не смотря на жесткую институционализацию и приручение авангарда сегодня, можно позволить себе скепсис в этом вопросе. И то, что при жесткой современной специализации и прагматичности человеческой деятельности, искусство сохраняет потенциал универсальности и демонстративной «бесполезности». Также потому, что будучи явлением современным, оно парадоксальным образом является и очень древним. В общем, неувядающий интерес какой-то. Со мной такое впервые.

tumblr_nfrlnkGVn91r59vnwo2_1280

Софія Київська (объект из персональной выставки «Un Chien (V)andalou»), Киев, 2014

SI: Вас можно назвать свободным художником?

Вова: Абсолютно. Журнал Art-Ukraine в одном из своих чартов наградил меня статусом «свободного графика». Возможно они имели в виду «свободный граффитчик», так как я известен своим граффити-бекграундом… Или действительно – что у меня свободный график. Ну, график у меня более чем свободный. Думаю, я независимый в том смысле, что не детерминирован коммерцией и нахожусь вне круговорота жестко нормированного искусства, поддерживаемого и формируемого государственными и общественными институциями. В остальном «свободный художник» – это романтический термин из разряда «вечный студент».

SI: Существуют ли темы, которое вы бы никогда не затронули?

Вова: Я не руководствуюсь спортивным интересом в выборе тем. Есть какой-то внутренний курс, следуя которому напориваешься на что-то. Поговорить-то я обо всем, конечно, могу. Но в творческом процессе скорее тема затрагивает тебя, чем ты ее.

10806382_905958472749855_4957932017065592132_n

Фоторабота из выставки NOTHING TO SEE, Варшава

SI: В каком ключе вы сейчас работаете, какие проекты ожидать в ближайшее время?

Вова: Основные направления моей актуальной художественно-познавательной работы — это рефлексия локальной урбанистической среды, в частности ее (очевидная) связь с нашим рустикальным, архаическим; в фотографии я размышляю над интересным мне неинтересным пейзажем; плюс движение в сторону реабилитации культа объекта, пусть не единичного, оригинального и возвышенного, а тиражируемого и приземленного (до уровня троллинга), — объекта-сувенирки, авторского merch’а. Будущие проекты также могут быть связанны и с не артикулированными здесь вещами.

tumblr_mxh7r9NTLI1rnhwx5o1_1280

White Celebration / Святкова побілка (в рамках выставки номинантов Премии Pinchuk Art Prize, 2013)

SI: Почему вас заинтересовало течение arte-povera?

Вова: Словом «povera», чем же еще?

Вова Воротнёв

Фото: Ольга Иванова

SI: Что вы думаете о цензуре, каковы её границы?

Вова: Если речь о Валуевском циркуляре, или о банах в Facebook, то тут все ясно. Говоря о более тонких вещах, нужно отдавать себе отчет в том, что цензурой, и, прежде всего, самоцензурой, пронизана вся культура и все ее институции. Неконвенциональность, хоть и может расширить рамки конвенциональности, но может и остаться, собственно, нековенциональностью. Я подвергался и подвергал цензуре. На небесах, возможно, не будет никакой цензуры.

Hammer & Pick (мурал-антирельеф в шахтерском поселке), Катовице, 2014 

SI: Расскажите о своём опыте работы в рамках выставки «Говорят, там ты найдешь свое счастье», какой вы получили отклик на свою работу?

Вова: Выставка была посвящена политическому воображаемому и утопии коллективного счастья в рамках эфемерной образности государства. Моя работа называлась «Похищение Европы чумаками». Это одновременно и пародия на классический сюжет в живописи, основанный на древнегреческом мифе о похищения Европы Зевсом в виде быка, и мимикрия под язык современной «сувенирки», глобальной индустрии амулетизации разнообразия идентичностей. Апроприация (похищение) воображаемой Европы — это то что случилось на Майдане и шире — в украинском обществе.

«Похищение Европы», 2015

SI: С какими художниками вы бы хотели создать совместный проект?

Вова: С друзьями и/или с людьми, с которыми можно было бы сделать что-то интересное. Не обязательно художником быть.

SI: Какое влияние на вас оказывает город, вы меняетесь или остаётесь самим собой?

Вова: Среда всегда влияет на человека. Особенно такая какофония, как город. Город не обязательно является какофонией. Но город Киев ею является. Желание «оставаться самим собой» может вылиться в социопатию. Пытаюсь избегать крайностей.

SI: Какова ваша роль в городском пространстве?

Вова: В Киеве я — фланер, «городская пехота», активный наблюдатель. Раньше я, бывало, занимался вандализмом, чтобы заявить о себе и выразить свое отношение к этому самому пространству. Но сейчас у нас новая полиция и я не хочу им попадаться. Неудобно как-то… Не знаю, получится ли обводить их вокруг пальца, как старых добрых ментов, и отмазываться за сотку. Наверное, многим придется ездить аж в участок. Вандализм — это, кстати, весьма благородная деятельность. Киев превратят в руины легально.

10517604_860713603941009_8991512901733996663_o-1

Kiev Garden (работа в публичном пространстве), Катовице, 2014

Работа на заглавном фото — Без названия  (роспись спреем, Киев, 2012)

Автор статьи: Алина Глотова

Заглавное фото: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии