I like being myself. Myself and Nasty.

— Aldous Huxley

Обычно, когда читаешь о девушках-лидерах, которые занимают высокие позиции, то весь пазл их жизней складывается в цепочку правильно принятых изначально решений и связей: хороший колледж, престижный университет, крепкая дружба с X и Z (которые сейчас, конечно же, СЕО каких-то международных компаний) рост и все ступеньки ада карьерной лестницы. Все логично и очевидно правильно. Вопрос, который при этом возникает у людей с другой жизненной историей и обстоятельствами: а по-другому бывает?

София Аморусо — СЕО компании «Nasty Gal», которая в 28 лет смогла из хобби — продавать винтажную одежду на e-Bay — построить $100 миллионный бизнес с 350 сотрудниками в двух офисах.

Nasty Gal

Если кто-то не знаком с этим продуктом — познакомьтесь сейчас. Очевидно, что это не очередная площадка для продажи и перепродажи одежды и обуви, а место со своей душой, стилем и позиционированием. Таким как у Софии.

София была замкнутым ребенком, интровертом, любителем фрик стайла, страдала психическими расстройствами (по мнению школьных психологов). За школьные годы она поменяла около 10 школ и закончила учебу на дому, т.к. наладить контакт со сверстниками и учителями не получалось.

fE6yGLadOcE2t2fWtdM_AxEyVTSa6fwjgb5mwnqk6G0

Shoplifting. В колледж София не пошла и начала работать: делала сэндвичи в Subway, выдавала книги в библиотеке, продавала обувь в бутике и т.д. Денег, конечно, не хватало даже на оплату жилья и еды. В один «не прекрасный» момент София, ради интереса, украла первую вещь из магазина, а дальше это вошло в привычку. Остановиться получилось только тогда, когда её поймал охранник с украденной пачкой Tampax. Это унижение поставило точку на карьере «Соньки-золотой ручки».

Shitty jobs saved my life. Тем не менее, София очень тепло отзывается о том периоде жизни. Во-первых, работая в дрянных местах, она научилась креативно подходить к своей работе. Не из любви к закусочным или магазинам, а просто чтобы не заскучать. Во-вторых, уже тогда она научилась работать много и самоотверженно. Опять-таки, не для того, чтобы получить похвалу супервайзера, а чтобы рабочее время проходило незаметнее. Работая на пропускном пункте в одном из Университетов Калифорнии (с 9 до 18 — самый ненавистный для Софии график, но потребность в страховке превыше всего), у девушки был доступ к Интернету и очень много свободного времени. E-bay набирал обороты, ворованной одежды было много. В общем, первый проданный лот на e-bay под ником Nasty Gal, уж неважно какой, был изначально украден где-то в Лос-Анжелесе. Все последующие события были абсолютно self made — София выбрала нишу «винтаж» и целыми днями пропадала на гаражных распродажах. Вечером стирала, подшивала и фотографировала одежду. Если модель соглашалась на чашку чая в Старбаксе в качестве оплаты, то был «фотосет» с профессиональной моделью. Если нет — то моделью была сама София.

Nasty Gal

Hocus-pocus: the power of magical thinking. София быстро поняла, что самое дорогое — привлечь покупателя и заставить его узнать о тебе, дороже обойдётся только его потеря. Будущая #girlboss ночами сидела в социальных сетях, приглашая людей на свою e-bay страничку: рассылала «ньюслеттеры», сделанные своими руками в фотошопе; вела хроники смертей благочестивых старушек из престижных районов, т.к вряд ли родственники будут перебирать вещи усопшей, скорее всего все будет выставлено на гаражную распродажу, и София в очередной раз сможет купить пиджак Chanel за $5, а продать за $1500. Taking care of (your business) Хобби переросло в бизнес в тот самый момент, когда e-bay заблокировал страницу Nasty Gal за ссылки на свою личную MySpace страницу. София ненавидела e-bay за то, что все честно наработанные фолловеры, были по сути не ее клиентской базой, т.к все личные данные вроде имейла принадлежали e-bay. Поэтому София всячески регулярно переманивала свою аудиторию на свои странички в социальных сетях, а если учесть, что злопыхателей у Nasty Gal было много, то администрация e-bay очень быстро об этом узнала и приняла меры. София не расстроилась. Купила домен (не тот, что хотелось, потому что NastyGal.com был кем-то занят, а платить дорого за виртуальное имя Софии показалось глупостью в то время), сама нарисовала логотип, сама выбрала все цвета и стилистику сайта, сама снова «отфоткала» и разместила первые лоты. И понеслась. Продажи росли, и София поняла, что пора расширяться — вначале пришла Кристина, которая и сегодня возглавляет одну из топ позиций в компании, потом пришли и другие. Команда росла стремительно, и приходилось каждые полгода менять офис. Софии было сложно без образования, но открыто признавая свои слабости, она нанимала лучших из лучших, платя им намного больше чем себе.

9tudYW8hrXkh9tShVXlHCQ7hQPm3ZiIbqDIhglpdKl4

The Chances. Шансы вырастить бизнес в fashion гиганта были около нуля — ни знаний, ни связей, ни денег, ни опыта. Но было желание «делать деньги», трудолюбие и вкус. Этого оказалось достаточно, чтобы вовремя принимать правильные решения и масштабировать бизнес в новых вертикалях (дизайнеры-скауты, топ бренды, масс-маркеты и другие) и выходить на новые рынки. София призывает девушек-боссов или тех, кто ими хочет стать, много работать. Упорно работать. Не спать. Не бояться. Не транжирить. Своим примером она доказывает, что застенчивые девочки могут быть успешными – главное, реже оглядываться на девочек-чирлидеров.

Nasty Gal

Полгода назад София приняла решение уйти с позиции СЕО (тем не менее, оставаясь в председательстве компании). На первый взгляд, кажется, что девушка просто устала, и решила посвятить себя путешествиям, отдыху и будущему мужу (первые отношения за последние 6 лет). Но это не совсем так. Проект Nasty Gal замедлил темп развития, т.к достиг определенного максимума в своей нише. Для дальнейшего развития необходимо уходить в «офф-лайн», где опыта у Софии нет. А вот у бывшего СОО компании и нынешнего СЕО Шири Ватерсон такой опыт есть. #Girlboss всегда знает когда стоит сделать шаг назад, чтобы оказаться далеко впереди.

Автор статьи: Анастасия Белоус

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии