Великолепная художница по костюмам Варвара Андреевна Жмудская родилась в 1886 году в Харькове в семье крупного предпринимателя – Андрея Яковлевича Жмудского. С раннего детства девочку окружала роскошная атмосфера, отец Варвары вкладывал огромные суммы в развитие города, так по его инициативе и с помощью его пожертвований был выстроен Благовещенский собор. Маленькая Варвара с юных лет проявляла интерес к вышивке, рисунку, разным рукоделиям, что позже стало основой ее карьеры. После окончания гимназии, Варвара Жмудская начала изучать право в Харьковском университете.

103009557_4356311_VarvaraKarinskaya

В 1915 году Варвара, вместе с мужем Николаем Каринским, известным адвокатом, переехала в Москву, где будущая художница смогла полностью посвятить себя искусству. Первые работы Варвары Андреевны являли собой что-то вроде коллажа: на рисунки и фотографии прикреплялись маленькие кусочки полупрозрачной ткани. Именно тогда Каринская начала увлекаться балетом, что позже привело к тому, что интерес перерос в дело всей жизни. Однако после революции 1917 года семья потеряла все свои капиталы, муж Варвары был вынужден эмигрировать, а сама Каринская с детьми осталась в Москве. Из их роскошной квартиры на Тверском бульваре семейству оставили только две комнаты, во всех остальных поселились чужие люди. В тайнике удалось найти уцелевшие семейные драгоценности, что и стало первичным капиталом для открытия собственного дела. Сначала Каринская открыла салон, где собиралась вся богема Москвы – поэты, художники, литераторы, скульпторы, и другие творческие личности. Позже Варвара Андреевна становится владелицей первого в Москве магазина Haute Coture, где одевалась вся столичная элита, а также школу художественной вышивки «ARS».

103010171_4356311_tumblr_m217diAN3D1qfj8xgo1_400

Именно работа школы вышивки дала возможность Каринской эмигрировать: под предлогом организации выставки советской вышивки в Европе, ей удается выехать за территорию страны вместе с детьми, а так же вывезти драгоценности, деньги и старинные русские церковные и светские вышивки XII – XIII в. из приватной семейной коллекции. «Я не знала, что в моей шляпе были алмазы, я жаловалась маме, что шляпа была тяжелая. Деньги были вложены между страницами книг Маркса и Энгельса…» — рассказывает дочь Варвары Каринской – Ирина. Сначала семья уехала к отцу Варвары в Брюссель, но вскоре они перебрались в Париж – город куда более манящий для развития карьеры Каринской.

балет кост каринской

балет кост каринской2

Во Франции Варвара стала сотрудничать с антрепризой Русского балета Монте-Карло, где художник Кристиан Берар рисовал костюмы, а заданием Каринской было воплотить их в жизнь. Умение шить, вышивать, а также изысканный вкус и фантазия позволили ей стать одной из лучших в своем деле. Вскоре Варвара Каринская стала работать не только с Русским балетом, но и многими другими балетными труппами, а также оформляла спектакли Жана Кокто.

балет кост каринской3

Zhizel_-_E_Pavlova-348x550

Хоть карьера художницы по костюмам началась во Франции, она продолжилась и полностью раскрылась в Америке. Именно там, с 1940 по 1970 г. Каринская делала почти все костюмы к постановкам основателя школы американского балета Джорджа Баланчина, вначале по эскизам художников, а затем все чаще самостоятельно, задавая балетную моду во всем мире. В истории этой моды навсегда останется «пачка Баланчина-Каринской», которая была создана 1950 году для обновленного спектакля Баланчина «Симфония до мажор». От обычной балетной пачки ее отличало отсутствие каркаса и уменьшенное количество слоев ткани, вместо стандартных двенадцати Каринская предложила только шесть. Благодаря этому в движении костюм смотрелся совершенно по-другому, пачка только подчеркивала, а не отвлекала внимание от движений танцовщицы.

Но только балетными костюмами Варвара Андреевна не ограничивалась, она также работала над костюмами к бродвейским постановкам, разным шоу, голливудским фильмам, в костюмах ее авторства на телеэкранах появлялись такие знаменитые актрисы, как Марлен Дитрих и Вивьен Ли. Наибольшую славу в кино ей принес фильм «Жанна Д’Арк» 1948 года, за работу над которым она получила первый в истории «Оскар» за лучшие костюмы, так как в 1949 году Оскар в этой номинации давали впервые. Премию она получила вполне заслужено, костюмы получились не просто красивыми и нарядными, но и полностью отвечающими духу эпохи.

event-1922

239404_600

В 1962 году Варвара Андреевна получила награду за вклад в развитие искусства танца и стала единственным модельером, ее удостоенным. Каринская работала практически до последних лет жизни и отошла от дел только тогда, когда уже не могла держать иголку в руках. В 1983 году, в возрасте девяносто семь лет, ее не стало.

Автор статьи: Вика Ежевика

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии