В последнее время явно усиливается тенденция к активному взаимодействию между индустриями моды и высоких технологий. Apple Watch появляется на обложке Vogue; в самой компании Apple полтора года назад начали работать Поль Денев и Анжела Арендс, которые перед этим занимали руководящие посты в YSL и Burberry; Диана фон Фюрстенберг в прошлом году разработала собственный дизайн Google Glass; Intel сотрудничает с целым рядом важных представителей мира моды, в том числе с Opening Ceremony, Barney’s и CFDA. Этим список не исчерпывается, но даже приведенные примеры дают понять, что многие представители обеих индустрий нацелены на сотрудничество, а сферы их интересов пересекаются как никогда раньше.

Можно утверждать, что Apple была первой компанией, которая стала продавать электронику как предмет роскоши. Это началось примерно со времени появления iPhone и продолжается по сей день. Недавние назначения это только подтверждают, а запуск часов стал самым явным воплощением этого концепта. Уже сейчас периодически шутят, что современная молодежь будет передавать по наследству не Rolex и Ulysse Nardin, а Apple Watch.

Angela-Ahrendts-GQ_14Oct13_getty_1280

1200x-1

20141118applewatch

glassdvfone

При этом Apple Watch – хоть и самый заметный, но далеко не единственный пример все более распространяющейся концепции wearable tech. В конце прошлого года вышел результат коллаборация Openinс Ceremony и Intel – «умный» браслет MICA. Разнообразные Nike Fuelband и Jawbone UP, вещи марок вроде Athos, OMsignal и Sensoria позволяют отслеживать целый ряд показателей, например, пройденное расстояние, частоту пульса и дыхания и т.д. Пока они в основном используются как спортивная экипировка, но, учитывая, что такие функции могут быть полезны и в повседневной жизни, у них есть достаточно широкие перспективы. Правильное позиционирование на рынке и улучшение дизайна позволят таким вещам заполучить гораздо более широкую аудиторию. Этот процесс уже идет и, судя по всему, будет только набирать обороты.

К сфере wearable tech относятся и выглядящие пока полуфантастическими идеи производства одежды, которая будет иметь электронные элементы прямо в ткани, что позволит, например, заряжать от нее гаджеты. Сейчас футболки, меняющие цвет по желанию владельца или кроссовки с GPS выглядят скорее забавной игрушкой, но у этого направления точно есть возможности для развития. Логичное продолжение – использование в моде концепции Internet of Things, создание вещей, которые, соединяясь между собой и поключаясь к различным сетям, могут получать и передавать информацию. Правда, в современном мире, где и так подключают к интернету даже холодильники, уже пропагандируется цифровой детокс, а о последствиях неудержимой экспансии технологий снимают пугающие сериалы вроде Black Mirror, целесообразность изготовления такой одежды остается под большим вопросом.

1280-nike_fuelband_launch_SOlander01_original

635518291147570129-mica-intel

athos-base-series

OmSignal-biometric-smartwear

Еще одна область применения достижений науки в современной моде – технологичные ткани, современные наследники Gore-Tex, Primaloft, Sympatex и т.д. Их особенность – в хорошем внешнем виде при повышенной водонепроницаемости, износоустойчивости и других полезных характеристиках. До недавнего времени они применялись в основном для пошива спецодежды, экипировки военных и спасателей, но сейчас на ткани такого типа обращают внимание многие дизайнеры, успешно инкорпорируя их в современную моду.

Конечно, нельзя оставить без внимания и 3D-принтеры, которые теоретически открывают громадные перспективы для индустрии, и особенно для молодых брендов. О том, как 3D-печать уже сейчас помогает развитию итальянской модной индустрии, недавно писали на Business of Fashion. Использование этой технологии позволяет обойти множество трудностей, связанных с пошивом вещей на фабриках, она сильно удешевляет массовое производство и, к тому же, открывает широкие возможности в области дизайна, предоставляя громадное разнообразие новых форм, текстур и материалов.

digitalized-by-alba-prat-03

foto005-0039-910x1141

solarcoat04

Другой стала не только сама одежда, но и то, как ее презентуют конечному потребителю. Фактически, за последние десять лет технологии изменили систему отношений в модной индустрии кардинально. Instagram и Tumblr отобрали у редакций глянца монополию на тренды, что в итоге привело к исчезновению (или, по крайней мере, ослабеванию) господствующих тенденций. Конечно, всегда что-то считается модным, а что-то нет, но разнообразие теперь гораздо шире, а скорость перемен – выше.

Повсеместное распространение и внедрение интернета принесло брендам много новых возможностей. Главная из них – это свобода выбора способа развития. Теперь совершенно не обязательно давать рекламу в журналах, открывать магазины и проводить показы. Установить непосредственный контакт с целевой аудиторией можно через сайт и страницы в социальных сетях. Современные марки вроде Missguided, NastyGal или Rad ориентированы именно на такую модель – подавляющее большинство их вещей покупается именно в интернете, на него же ориентирована и маркетинговая политика. Возможность продавать всю коллекцию на собственной онлайн-платформе устраняет недостатки работы с мультибрендовыми магазинами, такие как дополнительные наценки, ограничение ассортимента, размытие образа бренда и отсутствие обратной связи с клиентами. Кроме того, если буквально лет двадцать назад, чтобы начать делать собственную одежду, надо было или иметь стартовый капитал или долго искать, где его занять, то сейчас существует большое количество венчурных фондов, а для тех, кто вообще не хочет связываться с большим капиталом есть Kickstarter и множество подобных платформ. Это, правда, создает конкуренцию, но она требует большей изобретательности, что полезно для индустрии в целом. В такой атмосфере трудно появиться и долго просуществовать брендам вроде Michael Kors, выпускающим одинаковые коллекции из сезона в сезон.

Отличный пример своевременного использования возможностей интернета для развития бизнеса – платформа ASOS, а также Net-a-Porter и Yoox, которые скоро объединятся в самый большой в мире интернет-магазин дизайнерской одежды. Все они были открыты в 2000 году, основатели всех трех проектов долго и не очень успешно искали инвесторов – тогда их затею считали рискованной и авантюрной. Сейчас это огромные компании с невероятным годовым оборотом и клиентами по всему миру. Они стали первыми, кто осознал потенциал продажи вещей в интернете, что тогда считалось не самым перспективным направлением, а сейчас, по некоторым оценкам, грозит вытеснить традиционные магазины.

banner

Net-A-Porter - 10th Birthday Party

YOOX_pick-up-BNL2-1200x799

Сейчас журналисты любят порассуждать о скором конце офлайн-торговли, по крайней мере, в модной индустрии. Конечно, вряд ли обычные магазины просто исчезнут, но по мнению, которое постепенно становится общепринятым, им нужно менять модель работы. Пострадав от цифровых технологий, с их же помощью они могут решить свои проблемы, переориентровав бизнес на то, чтобы каждый посетитель, все-таки не поленившийся зайти, получал максимум впечатлений. Уже сейчас с этой целью широко используются цифровые зеркала в примерочных и витрины. Этим инновации не ограничиваются – например, во многих магазинах Burberry по всему миру продавцы не разлучаются с iPad, которые позволяют моментально узнавать о наличии продукции в других бутиках бренда, а также создавать профили отдельных покупателей, предлагая на их основе персонализированную подборку вещей. Идея о том, что люди ищут в офлайн-магазинах приключение и личное обслуживание, а не вещи, которые можно купить на сайте, приобретает все большее распространение.

BurberryAustraliaFlagship7

Corp_International_0813_29

tesco-cisco-styleme-mirror-in-store-media

live-show-from-burberry-regent-street-london

Использование современных технологий открывает новые горизонты для модной индустрии. Если раньше инновации такого характера случались редко и ограничивались только тканями и оборудованием, то теперь все движется гораздо быстрее, а возможностей появляется существенно больше. При этом разговоры о необратимых изменениях рынка в этом контексте выглядят, все-таки, преждевременными. Рассуждая об этом, стоит помнить, что, например Chanel и Celine до сих пор совсем не продаются в интернете, а еще ряд брендов, в частности, Prada или Dior предлагают покупать таким образом только аксессуары и парфюмерию. Недавнее исследование A. T. Kearney показало, в частности, что 95% процентов продаж приходится на бренды, у которых есть, наряду с виртуальными, и обычные магазины. В конце концов, привлекательность моды зиждется, кроме прочего, на эксклюзивности и ограниченном доступе, а что может быть эксклюзивнее вещей, которые даже в нашу информационную эпоху можно купить только в официальном магазине? Слухи о скорой неотвратимой кончине офлайн-торговли и рассуждения типа «ничего не будет как раньше, теперь надо все делать по-другому» выглядят слишком радикальными, чтобы воспринимать их всерьез. Какое-то время назад уже говорили, что интернет уничтожит печатную прессу, а еще перед этим – что кино вытеснит традиционный театр. Жизнь достаточно разнообразна, и все это вполне может сосуществовать. Потому речь идет скорее об эффективном использовании новых возможностей, а не о срочной необходимости все радикально перестраивать под новые условия.

Автор статьи: Yarik Somewho

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии