Неделю назад открылась 56-я Венецианская биеннале, она же — главная ежегодная выставка современного искусства. В контексте современных цивилизационных перетрубаций, главная тема события, особенно в сравнении с тематикой предыдущих лет, звучит как никогда актуально – «Будущие всего мира» (именно во множественном числе, как бы подчеркивая неоднозначность всего и диалектичность любых социальных суждений от мира искусства). Что же пророчит нашему обществу в принципе, и в частности – сообществу художественному, череда перформансов и презентаций на берегу Адриатического моря?

Devastatingly direct Irina Nakhova русский павильон

Искусство и бизнес взаимосвязаны давно и прочно; некоторые критики даже называют черту «прибыльности как показателя успешности художника» исключительной характеристикой любого творчества ХХ-ХХІ веков: до нас Ван Гоги и Родены представить себе не могли миллионные гонорары, что существенно влияло на художественные тенденции и традиции. Похожие, но менее ярковыраженные отношения обоюдной выгоды царят и в связи политики с искусством; однако специфика уже упомянутой темы главного венецианского павильона, в комбинации с будоражащими общественность актуальными политическими конфликтами по всему миру и вниманием публики к ним, обусловили невиданную доселе «политизированность» выставленных работ. Курировать экспозицию, посвященную будущему, дело амбициозное, и в этом году подобную возможность предоставили Оквуи Энвезору, художественному критику африканского происхождения, который возглавляет мюнхенский Дом искусства. Его собственная работа в итальянском павильоне и задает общий тон «политической агитации, парящей в воздухе», как пишет Гвардиан, всей биеннале: она посвящена «Капиталу» Маркса, который, по словам самого Энвезора, «никто не изучал, но все считают нужным осуждать или цитировать». Публичные чтения этого немаленького произведения будут продолжаться до самого закрытия биеннале в октябре или пока чтецы не дойдут до конца книги (второй вариант, конечно, относится к области фантастики). Чтения сопровозждаются разнообразными «аннотациями» — выступлениями и событиями, так или иначе связанными с содержанием трудов Маркса.

c83184b4-91da-40e0-a0ab-7bfbe19ec70e-2060x1375

Концепция куратора, естественно, вызвала многочисленные споры. В частности, многие задавались вопросом: не выглядят ли нелепым абсурдом попытки открыть публике глаза на сущность классовой борьбы, предпринимаемые в непосредственной близости к парковкам шикарных яхт, на которых имеют привычку прибывать на биеннале обеспеченные коллекционеры? Энвезор защищается от нападок привычными оправданиями философов от искусства: мол, я постмодернист, я так вижу, в самом «Капитале» парадоксов не меньше, чем в окружающей нас реальности; зато он отрезвляет и политизирует, а это именно то, чего я добиваюсь, как художник. Действительно ли это искусство будущего? Чем закончатся подобные манипуляции творчеством в социальном направлении? Как обычно, эти вопросы задаются, но на ответ никто не рассчитывает.

сара лукас

На выставке представлено много робот, совсем не привязанных к политике: «Неотразимая красота» в японском павильоне — инсталляция с лодкой, поднимающейся в красные небеса потолка, с которого свисают бесчисленные ключи на ниточках (по количеству фотографий посетителей на своем фоне в инстаграме побила все рекорды); гигантские порнографические фигурки нежно-желтых оттенков авторства Сары Люкас, выставленные в британском павилионе, которые чем-то напоминают зверушек из воздушных шариков, которыми клоуны развлекают детей на днях рождениях; тишина лесной ночи, которая транслируется на огромных экранах в павильоне Финляндии. Работы эффектные, некоторые – провокационные, и все – асоциальные, что нельзя не отметить, однако нельзя не указать и другую тенденцию: все же среди элементов экспозиции преобладает более инновационная, медийная форма фильмов и фотографий, преимущественно – на социальную тематику; в качестве материалов оформления залов массово используются исторические документы, газетные вырезки. Искусство теперь отражает, в первую очередь, социальную реальность вокруг нас; пейзажи и портреты постепенно отходят на второй план.

8eabf025-f494-4e4e-bb50-685fbc5ddc4b-2060x1375

Впервые за долгие годы украинский павильон привлекает внимание посетителей: не в последнюю очередь в связи с печальными событиями, которые вывели название страны в топ упоминаний масс-медиа всего мира, но так же и благодаря оригинальной форме помещения, избранной фондом Пинчука (который спонсирует представительство Украины на биеннале в этом году) для представления работ художников: большой прозрачный куб на Riva dei Sette Martiri (набережной, по которой фактически все посетители биеннале движутся из одного выставочного палаццо Arsenale в другой – Giardini) определенно не остается не замеченным. К сожалению, в какой-то мере эта эффектная внешняя подача отбирает внимание публики у выставленных в «кубе» работ художников — Жанны Кадыровой, Анны Звягинцевой, Никиты Кадана, Артема Волокитина и других. Однако упомянутых творцов это не смущает: все дружно заявляют, что Украине сейчас в принципе необходимо внимание и новый, позитивный образ, и если говорят не лично про каждого из них, а в общем про стану под вывеской «Надежда» (HOPE – именно так озаглавлена в этом году наша экспозиция), ситуация их вполне устраивает. Что, безусловно, не устраивает, так это полное отсутствие финансирования со стороны украинского министерства культуры. К отсутствию денежной помощи стоит добавить абсолютно индифферентное отношение чиновников, призванных заниматься защитой и развитием украинской культуры, в том числе и на междунаровдном уровне, к одному из главных культурных событий планеты. Остается лишь пожалеть, что властьпридержащие страны, которая отчаянно пытается сформировать новую модель восприятия себя как независимого государства, не отдают себе отчет в важности представления этой самой модели на рассмотрение мировой общественности.

укра павил

Безусловно приятно, что биеннале продолжает развиваться: с каждым годом стран-участников становится все больше. Опасения вызывает сами экспозиции стран-участников, их излишняя политизация и «здравый смысл», которые никогда не были определяющими искусство характеристиками, а теперь провозглашаются девизом главного художественного события года. Хотя глупо, наверное, задавать риторические вопросы; как глупо и опасаться глобальных изменений в каких-либо сферах человеческой жизни, свидетелями которых мы становимся. Единственное, в чем пока сохраняется уверенность: о том, каким же будут «Будущие всего мира», как минимум – мира искусства, мы снова узнаем в следующем году именно в Венеции.

Автор статьи: Александра Даруга

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии