Уличные спектакли и театральные постановки, допремьерные кинопоказы и ретроспективы, концерты и выставки, мастер-классы и творческие встречи — апрель в Украине уже традиционно (12-й год подряд) проходит по-французски благодаря масштабному полифоничному фестивалю Французская весна. Style Insider поговорил с причастными к его созданию — куратором культурных программ Французского института Олегом Сосновым и аудио-визуальным пресс-атташе Лораном Барбом — и узнал о том, как готовилось шоу «Я — Мечта…» и родился спектакль «Антигона», где в Киеве появится новая настенная фреска и почему кинопрограмма состоит из одних комедий.
SI: Открытие Французской весны в этом году взорвало соцсети: тысячи фотографий и сотни восторженных отзывов. Негативных комментариев почти не было. Как вы относитесь к такой однозначной реакции?
Олег: Негативные отзывы все-таки были — касательно давки на улице Софиевской, но действительно, я сам удивлен, что их так мало. Если учитывать, что была затронута тема Майдана, а за основу проекции взят религиозный памятник, то мы вообще вышли сухими из воды. Наша команда задала себе очень высокую планку и нам удалось ее взять. Такое бывает редко, но это поистине уникальный проект.
SI: Световое шоу — недешевое удовольствие. Где вы искали денежные средства?
Oлег: Как и всех культурные проекты — у спонсоров за полгода до начала фестиваля. Конечно, Французская весна — уже бренд и это облегчает поиски источников финансирования. Но мы работаем по тем же схемам, что и остальные: создаем предложение для партнеров, ведем переговоры, находим компромиссы.
SI: Тем не менее ситуация в стране заставляет все культурные проекты сворачиваться в масштабах и от много отказываться. Что из задуманного не удалось реализовать?
Oлег: Были два проекта, логистика которых уже была выстроена и оставалось лишь их запустить, если бы были деньги. Но их пришлось убрать из программы. Это одно небольшое уличное шоу — танец человека с экскаватором. И еще одна «музыкальная копродукция»: очень известный французский дирижер алжирского происхождения согласилась поруководить украинским оркестром. Мне и моим коллегам вообще интересны копроекты. Этот проект мы все-таки воплотим в жизнь, просто передвинем его во временных рамках.
SI: Кстати, о копродукциях. Спекталь «Антигона»: режиссер — француженка, актеры, за исключением одного, — украинцы. Расскажите подробнее о том, как появился этот проект.
Олег: Это длинная история, которая началась в 2013 году на Гогольфесте, когда по приглашению Французского института режиссер Стефан Рикордель приехал на фестиваль и за 12 дней поставил с украинскими актерами и танцовщицами спектакль «сТАНЦИя». Это событие имело большой резонанс не только в Украине, но и во Франции. Благодаря Рикорделю у его французских коллег появился интерес к Украине. В 2014 он с театром Le Monfort вернулся в Киев, чтобы презентовать франко-украинский проект в рамках Французской весны — театральные чтения «В путешествии …». Дмитрий Ярошенко тогда сыграл на одной сцене с Дени Лаваном. В период показа этого спектакля мы организовали небольшой шоукейс, куда пригласили 8 французских театральных продюсеров, чтобы показать им, что в Украине есть интересные постановки, актеры и площадки. Я говорю об импровизированных пространствах, а не о национальных театрах. В итоге, одна из гостей — Люси Берелович — загорелась идеей создания копродукции с украинским театром. Сначала она хотела работать с «Молодым театром» и их площадкой, но они не сошлись по формату и ритму реализации проекта. Постепенно контакты с «Молодым» оборвались и мы начали сотрудничать с ребятами из «ДАХа», которые оказались более подготовленными к подобным экспериментам. В конечном итоге, мы просто покрасили стены в старом ангаре на студии Довженко и начали там репетиции, которые длились 5 недель — с 2 марта по 4 апреля. А уже 5 апреля состоялась премьера в рамках Французской весны.
Спектакль «Антигона», фото Настя Теликова
SI: К сожалению, не всем желающим удалось попасть на спектакль. Еще за пару дней до премьеры был объявлен sold out.
Олег: Да, было такое. 28 и 29 апреля мы проведем повторные показы. Советую тем, кто не попал на премьеру, поторопиться с покупкой билетов, ведь их крайне мало.
SI: Принято спрашивать о самом любимом проекте, но сейчас интересует самый болезненный.
Oлег: Безусловно, это спектакль открытия. Его подготовка началась еще в ноябре, ведь шоу рисовали отдельно под здание церкви. Сам процесс организации пронизывал все коммунальные службы: от таможни и ГАИ до Департамента культуры и Администрации Президента. На всех этих этапах приходится проявлять не дюжую силу воли, чтобы достичь результата. Но признаюсь, что в большинстве случаев нам шли на встречу. Французский институт создает незаурядные и новаторские проекты, порой создается впечатление, что мы как самураи ночью рубим камыши. Если бы среди этих камышей не попадались стальные прутья коррупции и бюрократии, было бы гораздо легче.
SI: А какие самые востребованные зрителем проекты в рамках Французской весны? Кино?
Oлег: Да, длинные ночи короткого метра и допремьерные показы всегда заполняют залы до отказа. Французский кинематограф у нас любят, и он, на мой взгляд, один з самих тонких и трогательных. Не могу сказать, что люди с таким же рвением ожидают появления муралов. Горячо любимы зрителем также уличные спектакли, театральные и танцевальные проекты. Мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить традиционные форматы, потому что понимаем, что к ним люди уже привыкли и именно их ждут с нетерпением.
Фото: Ольга Иванова
SI: Но чтобы такой масштабный проект как Французская весна продолжал существовать, он должен развиваться и набирать обороты с каждым годом. Какие новые проекты появились в 2015? Может где-то изменили формат?
Oлег: За последние 2-3 года мы стали делать больше копроектов. Копродукции — один из самых эффективных способов развития украинской культуры. Главное изменение в том, что мы стали еще теснее сотрудничать с французскими артистами, грамотнее выбирать партнеров, тоньше смотреть на художественную часть. Подобные копроекты как «Антигона» дают большой толчок его участникам: французы больше понимают, что у нас происходит, а украинцы имеют шанс посмотреть на себя со стороны, отражаясь в глазах французских коллег. Кроме того, мы стараемся организовывать мастер-классы или профессиональные встречи с большинством наших французских гостей. Например, встреча с командой Spectaculaires, которые занимались световым шоу, а также мастер-класс с кураторами выставки The Parisianer, которая открывала Французскую весну в других городах Украины. Образовательный аспект — сейчас неотъемлемая часть культурных проектов.
SI: Касательно муралов. В прошлом году в рамках Французской весны на Андреевском спуске появилась фреска «Возрождение», которая вызвала неоднозначную реакцию. Что нас ждет в этом году?
Олег: Тогда действительно возникло много споров по поводу содержания рисунка. Во всем мире стрит-арт — это тренд, а у нас он пока в новинку и воспринимается со скептицизмом.Настоящее уличное искусство несет в себе острый социальный или политический посыл, а прохожим не всегда хочется думать, главное, чтобы было красиво. Но меня не пугает волна негатива и я собираюсь и дальше популяризировать мурализм внутри страны. Так что 29-го апреля мы представим новую настенную фреску на фасаде Института урологии, что на улице Обсерваторной.
SI: Почему Институт урологии?
Oлег: Это подходящая стена для создания фрески и она понравилась художнику. На открытие будет присутствовать автор росписи — Гийом Альби, более известный под псевдонимом Remed. В 2010 году он уже рисовал в Киеве, но усилиями градостроителей фреска была уничтожена — возле нее построили большой дом. С ним было нелегко договориться, но он все-таки согласился.
SI: Как вы формируете кинопрограмму? Зависит ли она от того, что могут предложить украинские кинодистрибьюторы?
Лоран: Обычно да, мы сотрудничаем с дистрибьюторами и организовываем допремьерные показы их фильмов в рамках Французской весны. Но в этом году они не успели закупить достаточно французских фильмов и соответственно не смогли нам ничего предложить. Поэтому мы сами выкупили все права на картины и таким образом являемся их прокатчиком. Но так ка Французский институт официально не зарегистрирован как дистрибьютор, вне фестиваля мы не имеем права выпускать на большой экран эти киноленты.
SI: С чем связан выбор Седрика Клапиша для ретроспективы?
Лоран: В прошлом году в программу допремьерных показов вошел его фильм «Китайская головоломка», который нам тогда предоставила компания Артхаус Траффик. Он имел большой успех в, а после фестиваля фильм вышел в прокат и собрал неплохой боксофис. Во Франции Клапиш известный режиссер и нам удалось договориться о его приезде. В конечном итоге, у него не получилось посетить Украину, но мы решили все равно показать его трилогию, так как знаем, что она нравится зрителям.
SI: Но его трилогия — это очень массовое кино. Да и вся программа достаточно мейнстримная, почти все фильмы — комедии.
Лоран: Это правда. Мы долго совещались с командой и решили, что хоть раз в году мы должны предложить кино для более широкой аудитории. Ведь французское артхаусное кино представлено на фестивалях на протяжении года — Одесский МКФ, «Молодость», Фестиваль короткометражного кино. Также в виду политической ситуации нам хотелось как-то поднять дух украинцев и отвлечь их, поэтому сфокусировались на комедиях. Но я все-таки отстоял одну драму, чтобы хоть как-то разнообразить программу. Это фильм с Гийомом Кане — «В следующий раз я буду стрелять в сердце».
SI: Как часто вы себе можете позволить посетить мероприятия в рамках Французской весны?
Олег: Мне, как и всем организаторам, трудно оценивать наши проекты с точки зрения зрителя. Да и я практически ничего не вижу, смотрел пока лишь уличный спектакль на Софиевской. Для меня важен подготовительный этап: художник вывесил работы, музыканты и танцоры вышли на сцену, все запустилось. И только после этого я могу выдохнуть и понаблюдать за публикой, отследить реакцию. Отрешиться до конца и стать зрителем, я, к сожалению, не в состоянии.
Лоран: Я посещаю проекты других кураторов, когда есть на это время. Фильмы же я смотрю еще на этапе отбора их в программу.
SI: Если бы вы оказались по ту сторону и стали зрителем, за пропуск какого из оставшихся событий вы бы кусали себе локти?
Олег: Я бы обязательно сходил посмотреть спектакль «Антигона». Но если бы не попал, то до крови бы локти не кусал, так как Французский институт уже ищет возможности дополнительных показов этого спектакля в Украине.
Спектакль «Антигона», фото Настя Теликова
Автор статьи: Наталья Мовшович
Комментарии (1)
Обращаюсь к организаторам, в надежде что они увидят этот комментарий. Французская весна — событие очень известное, но малоосвещаемое в прессе. Информации о событии не найти даже за неделю. Я два года подряд посещала «Длинные ночи…», в этом же году я даже не поняла были они или нет. В кинотеатре «Украина» на странице FB мне не ответили, когда звонила туда — был автоответчик. В итоге я так на них и не попала. Хотелось бы знать заранее, чтобы иметь возможность планировать заранее.