В классическом представлении устройства мира искусства мужчине отводилась роль художника, женщине – роль натурщицы или музы. Задумывались ли вы, почему среди таких великих имен, как Дали, Пикассо, Ренуар, Рембрандт, Тициан, вы не припомните ни одного женского имени? Правильно ли считать, что величественного гения в мужчине больше, нежели в женщине? Парадигма мышления общества была неуклонной на протяжении многих веков, подтверждая мужской шовинизм. Мария Башкирцева, Анжелика Кауфман, Зинаида Серебрякова, Мари Тюссо, Камилла Клодель – имена знаменитых художниц, чье творчество нужно ставить на один уровень с их современниками-мужчинами. Значимость этих женщин подтверждается тем фактом, что каждая из них создали многие шедевры живопись и скульптуры наперекор обществу, не приветствовавшему самовыражение женщины как личности, и отводя ей лишь роль хранительницы домашнего очага.

1

«Зрелый возраст», Камилла Клодель

2

 «Две Фриды», Фрида Кало

3

Марина Абрамович, Перформанс

Марина Абрамович, Фрида Кало и многие другие художницы XX ст. – начала XXI ст. на пике феминистического движения, казалось бы, должны были сломать эту устаревшую, покрытую нафталином, парадигму. Не смотря на их значительный вклад в развитие искусства, сегодня до сих пор звучат такие резкие и едкие заявления, как «…великих женщин-художниц нет, потому что они попросту не умеют рисовать!». С этой аксиомой выступил один из выдающихся послевоенных европейских художников немец Георг Базелиц.

Базелиц также утверждает, что женщины не несут в своем творчестве никакой фундаментальности и, что якобы, они до сих пор не смогли пройти проверку рынком. «Женщины рисуют и пишут не очень хорошо. Это факт», — продолжает он.

Георг Базелиц

Парировать мнению 75-летнего немецкого художника нужно только фактами. Картина «Spekulatius» была личным рекордом Базелица, которая была продана на аукционе в 2011 году за  3,2 млн. долларов. Для сравнения, самое дорогое полотно Яёй Кусамы было продано за 3,8 млн. долларов и за 2,5 млн. фунтов стерлингов – работа ее коллеги-художницы Бриджит Райли.

5

Инсталляция Яей Кусамы

Несмотря на тот факт, что Базелиц не единственный в своем утверждение, было бы настоящей оплошностью на это рефлексировать. Наперевес бытующему шовинистскому мнению стареющего художника, можно привести слова известного арт-дилера и писателя Айвэна Линдсея: «Базелиц высказал возмутительные и провокационные вещи, и мы обязательно должны были на них отреагировать. Правда, он сейчас достиг такого возраста, когда его не заботят наши мнения».

Остается лишь наблюдать, как топится медленно, но безвозвратно корабль уходящей эпохи Старого Света с его обрывками глупых заблуждений. В динамично меняющейся парадигме мышления общества все больше появляется места для свободы мысли и самовыражения, стирая границы и условности. Время покажет!

Автор статьи: Айтен Новрузова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии