Ярослав Лодыгин — один из основателей интернет радио Аристократы. За короткое время этот ресурс собрал десятки тысяч слушателей в Украине и за её пределами. Соответствуя своему названию, радио стало синонимом хорошего вкуса и интеллигентности в эфире. Ярослава справедливо будет назвать мечтателем, человеком который придумывает и воплощает. Продюсер и ведущий рассказал Style Insider о том, как состоялся этот проект, о своих партнерах, родном городе и о том, чего не рассказывают комики своим слушателям.

SI: Вопрос как к человеку, который работает в радио эфире, ведет множественные лекции, встречи и т.д., сколько часов в день вы молчите?

Ярослав: Сейчас я молчу очень мало. Только когда сплю или нахожусь дома один. Еще я стараюсь не разговаривать на выходных. Тогда я выхожу куда-нибудь, например в Бодегиту, читаю что-то, молчу. Кстати я однажды читал, что у мужчин и женщин разный запас слов, который им полагается сказать, проговорить за день. У женщин он больше, им нужно сказать больше слов, чем мужчинам, чтобы чувствовать себя выговорившимися. У мужчин этот запас слов меньше в два раза. Поэтому часто в семьях возникают конфликты. Мужчина приходит домой, часто уставший, а там…

SI: Поговори со мной. Я тебе не интересна?

Ярослав: Да-да. Вроде того. А мужчина просто уже выговорил свой запас слов… У меня многократное нарушение режима. С десяти до тринадцати я говорю без умолку, у нас утреннее шоу. Затем мы начинаем делать какие-то наши дела, и в основном в них входит говорить — мы встречаемся с какими-то партнерами, обсуждаем проекты, коммуницируем… Пока я оттуда не уйду, я точно буду разговаривать. Ухожу и тоже нужно поговорить. Вот сегодня мы с вами поговорим, а потом еще одна встреча и мы снова поговорим. И вот я думаю, что часов до десяти я точно не умолкну…

SI: Особенности профессии.

Ярослав: Не без этого.

Ярослав Лодыгин

SI: Верите ли вы в материализацию?

Ярослав: Это когда очень хочешь чего-то, и оно сбывается? Конечно. Со мной все время так происходит. Кто-то говорит, что это Космос слышит желания и воплощает их. Может и так. Просто мне кажется, если чего-то очень хочется, ты начинаешь постоянно думать об этом. Следующий шаг — вербализация. От мысли к конечному результату ведут слова. Ты обсуждаешь что-то с разными людьми, и в момент появляется человек, который хочет того же, что и ты. Так, объединяя силы и энергии разных людей, что-то происходит. Так произошло с нашим радио. Мне кажется, что любой человек, который работает на радио, да может и в любом другом месте, думает о том, как бы он сделал это радио, будь оно его. Так было и с нами. А что касается материализации, лучший способ воплотить в жизнь мечту — рассказывать о том, чего ты хочешь, во всех подробностях тем людям, которых можно назвать «единомышленниками». Нужно заражать их идеями. Так у нас получилось с радио Аристократы. Мы поверили в идею, захотели, чтоб она материализовалась, и это случилось. Организованно и внезапно.

SI: Как это было?

Ярослав: Лера Чачибая, Данила Хомутовский и я вели утреннее шоу на одной из столичных радиостанций. Это шоу закрыли. Мы чувствовали, что у нас есть своя аудитория. И было ощущение, что желание общаться у нас с этой аудиторией взаимно. Оставалось лишь найти возможность. Мы стали думать, как это сделать. Была идея, которая материализовалась.

SI: А сколько времени прошло от вашей идеи сделать радио, до её реализации?

Ярослав: На самом деле не много — около двух, может быть трех месяцев. Но наше радио еще не пришло в окончательную, завершенную, форму. Мы как Саграда Фамилиа: все еще строим, создаем, меняем облик.

SI: А что входит в ваши функции работы на радио?

Ярослав: Мы разделили с ребятами обязанности. Я больше занимаюсь идеологической стороной продюсирования программ, придумываю концепты, тексты. Кроме того, у нас в эфире много программ приглашенных авторов. Сейчас идет тридцать семь (!) шоу. Вчера только посчитали. Часто у этих людей нет опыта работы на радио. И нам нужно помочь найти и извлечь из них нечто, что будет интересно слушателям. То, что мы увидели в авторах, и чем хотели поделиться с нашими слушателями. И это нечто должно быть максимально естественное для автора, потому что интересность сыграть невозможно. Собственно, этим я тоже занимаюсь.

SI: Основатели радио и его продюсеры два мужчины и женщина (Ярослав Лодыгин, Данила Хомутовский, Лера Чачибая), как вам удается сосуществовать и творить?

Ярослав: Замечательно все получается. Наши характеры дивным образом взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Нам просто повезло в этом смысле.

Ярослав Лодыгин

SI: А как давно вы знаете друг друга?

Ярослав: Ну Лера и Данила знают друг друга очень давно. Может лет пятнадцать, я знаю Данилу лет двенадцать.

SI: Хочется узнать эту историю.

Ярослав: Сначала Лера познакомилась с Данилой в Херсоне, где они вместе работали на радио. Потом они, каждый со своей историей, переехали в Киев. Вернее Лера сразу переехала в Киев, а Данила сперва попал в Харьков. Вот там-то мы и познакомились с ним. Он работал на радио, а я работал через стенку. Данила был таким парнем, которого не любили, потому что он приходил на радио с ночных съемок передач про клубы. Он закрывал двери в студию и в основном спал, просыпался по будильнику, чтоб что-то прочитать. Мы познакомились, но общались немного. Наша следующая встреча произошла уже в Киеве, у нас появились общие интересы в телевидении и кино. Заново Данила познакомился и с Лерой, начали общаться, сделали передачу на радио и даже получили за нее премию «Золотое перо». Это высшая награда в области радио и журналистики.

SI: И они пригласили вас?

Ярослав: Не совсем так. Они сделали сезон и разбежались. Спустя время мы сидели с Данилой и придумывали идеи для радио, он эти идеи показывал Лере, но она часто бывала непреклонна и очень критично настроена. И потом на вечернем шоу случилась история, когда Лера пригласила нас, потому что не складывалось с ведущими. Потом мы сделали утреннее шоу, оно получилось неплохим. С тех пор оно до сих пор выходит, вот уже шесть сезонов. Три из них на радио Аристократы.

SI: Поёрничаю. Как случилось, что парень с рабочей окраины, как вы сами себя называете, вдруг стал одним из основателей радио Аристократы?

Ярослав: Так одно другому не противоречит.

SI: Ну строго говоря, всё же есть некое несоответствие.

Ярослав: Можно долго дискутировать на эту тему, используя множество аргументов, но мы поступим иначе. Название нашему радио дала одна история. Дело в том, что в среде комиков, стендап артистов есть некий анекдот, который они рассказывают друг другу, но никогда на сцене. Этот анекдот про аристократов. Я не буду его озвучивать, потому что это — нижайший юмор, самое его днище. Это самое пошлое из того, что ты когда-либо слышала, самое ужасное. Это хуже, чем все.

Радио Аристократы

SI: Интригующе…

Ярослав: Фабула такова: к директору цирка приходит человек и рассказывает о том, что у него есть шоу. В этом шоу принимает участие некая семья. Дальше этот человек описывает, что происходит во время этого шоу на арене. Затем идут подробности кошмара, в котором принимает участие семья, дедушка, бабушка, их пес, дети, внуки и так далее. И тут очень важный момент, сама форма анекдота позволяет комику придумывать и излагать самые нижайшие и гадкие выдумки, на которые способна его фантазия. Это как в джазе: начало и конец всегда одинаковы, а между — пространство для интерпретации, между — каждый свое. Комики любят рассказывать этот анекдот, потому что это дает возможность проявить себя. Эта форма, которая позволяет уложить всю самую грязь, которую ты можешь себе нафантазировать. Так вот, в конце этой истории директор цирка останавливает рассказчика и говорит: «Это ужасно, что вы такое говорите, я сейчас вызову полицию». И в конце добавляет: «Но вот просто ради интереса, любопытно, как называется это шоу?». И оказывается, что оно называется — аристократы. Собственно, в честь этого анекдота, этой истории мы назвали свое радио.

SI: Ошеломляющее открытие — вот как я могу это прокомментировать.

Ярослав: Улыбается с видом заговорщика. Ну уж как есть. Кроме того, слово это красивое — аристократы… И значений у него много.

SI: Есть ли схема, алгоритм, которая превращает мечту в успешное дело, дело жизни?

Ярослав: Для того, чтобы случилось дело жизни, которым ты дышишь, живешь, которое тебя кормит, нужна смелость. Самое главное — иметь смелость поверить в свою идею, в то, что ты это сможешь. Все остальное случится.

SI: Практически перед каждым человеком однажды встает дилемма: делать то, что нравится, или зарабатывать деньги. Часто это не одно и то же самое…

Ярослав: Я абсолютно искренне думаю, что это всегда одно и то же. Если делать то, что не нравится, то заработанные деньги счастья не принесут. И наоборот, если делать то, что приносит удовольствие, и вкладывать в это всю душу, то рано или поздно это будет вознаграждено успехом и деньгами в том числе. Деньги — это очень простая система выражения ценности того, что ты делаешь для людей. Пока ты делаешь бесполезные вещи, которые людям не нужны, они не принесут тебе деньги. И наоборот.

Лодыгин

SI: То есть перед разумным человеком выбор: заработать деньги или делать то, что нравится, не стоит.

Ярослав: Почему же? Такой вопрос стоит, и стоит он, как мне кажется, по двум причинам: либо из-за глупости, либо из-за страха. Первое я комментировать не стану. Что касается второго, то можно поразмышлять. Что такое страх? Боязнь неизвестности. В любом случае не рисковать нельзя, потому что жизнь непредсказуема. Нас с большой вероятностью может ожидать что-то, что вне сценария, который мы нарисовали себе. Если предположить, что ты потерпишь неудачу… Что такого страшного?Кто-то скажет, что в этой отрасли ничего хорошего не происходит, или такие сейчас времена, или тебе не повезло, или все люди дураки… И это все. На самом деле все справедливо устроено, я просто в этом убежден. Если ты заслуживаешь чего-то, ты это имеешь. Если ты чего-то не имеешь, значит у тебя есть проблема… Вот и с деньгами так. Если у тебя нет денег, значит люди не видят в тебе человека, которому они хотят платить. Все очень просто… Я где-то читал, что доход человека равен среднему арифметическому дохода пяти его или её ближайших друзей. Таким образом это — хороший показатель соответствия среды обитания человека, условно говоря, месту, в котором он или она хотели бы оказаться.

SI: Кстати говоря о среде обитания. Вы из Харькова. Я заметила, что из этого города много талантливых людей: журналистов, музыкантов, писателей… Есть в этом какая-то логика? В чем секрет?

Ярослав: Харьков — моя любимая тема. Прежде, чем ответить на вопрос, я тут подумал, у нас на станции десять человек из Харькова. Это произошло абсолютно случайно. Забавно… Что касается Харькова, то есть много факторов, которые сформировали ментальность города. Первый из них — один из старейших университетов в Украине и в Российской империи, если мы говорим о государстве того времени. Университет производил больше специалистов в науке, чем другие места. Харьков аккумулировал творческую и научную элиту, которая находила удовольствие жить и работать там. На этой базе в советское время были открыты новые университеты и институты, но тут же были запущенны огромные заводы. Советский Союз создал на базе Харькова научно-промышленный хаб: институты, возможность практиковать открытия, целый закрытый цикл. Построили большие заводы, нужны были рабочие, которые на них должны были трудиться. Так в середине прошлого столетия появился еще один феномен, определяющий облик и настроение города — жилой массив Салтовка, в котором живут около шестисот тысяч человек. И это люди — жители из сел вокруг Харькова. Это не могло не повлиять на общее настроение города. Еще был рынок Барабашово, с его вьетнамцами и торговцами из разных стран. Все это и создает общий фон Харькова, города безусловно уникального. Города, который не просто понять вот так вот.

SI: Вы любите ретро. Почему?

Ярослав: Я по образованию историк и люблю понимать и знать, что и как появилось, что и как связано. Это касается всего, музыки в том числе. Кто-то слушает Дорна и восхищается, а я слушаю его и понимаю, что он слушал, чем он вдохновлялся, когда писал свою музыку. Первоисточники мне всегда интереснее, а против Дорна я ничего не имею, просто как пример привел.

SI: Что самое главное в жизни?

Ярослав: Задумывается. Самое главное в жизни — чувствовать течение жизни. Жить. Многие об этом говорят, но не многие понимают на самом деле, что же это обозначает. Не ожидать, не грустить о том, что было, а жить. Каждый день. День за днем. Это большая наука.

Ярослав Лодыгин

 Автор статьи: Лена Револьвер

Фотограф: Ольга Иванова

Благодарим за помощь в организации съёмок Бар / 13

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии