Украинская художница Светлана Шпаченко на личном примере показала, как важно осознать свой жизненный путь и полностью отдаться ему. В своих картинах она воссоздает воспоминания и впечатления о тех многочисленных странах, которые она посетила во время своих путешествий. Об этом и многом другом Светлана рассказала Style Insider.

SI: Как давно вы пишете картины? С чего все началось?

Светлана: Картины я пишу около 10 лет, а началось всё неожиданно и просто. Моя сестра привезла из Парижа книгу «Лучше узнать живопись музея Орсе». Эта книга идеальное собрание картин импрессионистов и постимпрессионистов. Тогда я даже не знала, что все это значит, но для меня все это было так красиво. Я смотрела и всматривалась в мазки, техники, цвета, много думала. Художником стать я не пыталась и не мечтала, мне просто нравилось анализировать конкретно эту книгу. Потом мне подарили масляные краски и они лежали пару лет до того момента, пока ночью я вдруг не почувствовала дикое желание рисовать. Тогда я рисовала маслом на бумаге, что сейчас кажется очень странным! Затем я принесла рисунки на работу в Ogilvy, и всем очень понравилось. Друзья хотели поощрить как-то мое начинание и стали дарить маленькие холсты, краски, грифели, кто-то даже купил картину за 300$. Потому я и решила продолжить. Мне тогда казалось, что я гениальна – так бывает в 20 лет. Сейчас, когда я смотрю на свои картины, они приводят меня в ужас. Особенно, когда думаешь, что люди платили за них деньги! Потом были выставки, много заказов. Главное – не останавливаться и не переключаться на работу, личную жизнь и веселье с друзьями, хотя это никогда не мешало! Осознала себя, как художника, только в 2014 году, после выставки «Дикий фрукт». Это тот случай, когда выходишь из зала, где висят картины и гордишься каждой, потому что пережил их и передал то, что хотел.

Светлана Шпаченко

SI: Нужно ли продолжать свое самообразование и насколько важно оттачивать мастерство?

Светлана: Нужно иметь большую смелость, чтобы заниматься искусством без специального образования. Разные отзывы бывают. Кто-то похвалит, а кто-то нет. Это дело вкуса, я не переживаю. Лично для меня обычная академическая программа кажется «блеклой», мне больше нравится заниматься с разными художниками, во время моих путешествий. Брать уроки у незнакомых людей, получая сразу же отфильтрованные знание и культуру, – это очень круто по ощущениям. Особенно, если это индийская женщина, которая не может объяснить, но показывает особенности индийской колористки, и ты берешь эти краски и, сидя на полу в ее бетонном доме на дороге, учишься рисовать руки Будды. Мой последний опыт был с француженкой мадмуазель Карин, она курила и пила вино во время урока, но то, как она справлялась с акварелью, захватывало дух. За месяц она смогла мне показать, то, что я давно нигде не видела. Учиться очень сложно, когда ты вроде понимаешь, что уже что-то сам знаешь, а тут новый мир, новая техника, новый взгляд на нее и нужно начинать с начала – «первый раз в первый класс». Нужно абстрагироваться от своих привычек и попробовать впитать по максимуму этот опыт. Потому что второй такой Карин не будет — мадмуазель за 40 с двумя высшими образованиями на острове.

SI: Легко было бросить успешную карьеру ради своей мечты?

Светлана: Я считаю, что моя карьера не была супер успешной только потому, что я находилась не на своем месте.

Светлана Шпаченко

SI: Где черпаете вдохновение?

Светлана: Вдохновение можно черпать везде. На улице, дома, в путешествиях, лицах, фруктах, своем внутреннем мире. Нельзя сказать, что конкретно вдохновляет. Сегодня это банан на дереве, а завтра лицо человека или клешня краба. Меня больше конечно вдохновляет цвет, а не форма.

SI: Расскажите подробнее о написании картин? Сколько по времени это занимает и нужны ли какие-то специальные условия?

Светлана: Для маленьких картин специальные условия не нужны, сел себе дома и рисуешь, но если картина больше метра, то уже нужен и мольберт и студия. Я пишу в основном дома, даже имея студию, дома получается лучше. Иногда бывает, проснусь и начинаю писать, до студии пока доедешь, можно вдохновение расплескать, а тут в пижаме с кандибобером на голове все отлично получается. Иногда бывает, когда муж уходит на работу, я еще сплю, а вечером приходит – вся квартира заставлена свежими картинами. Полотна бывают большими и занимают все пространство. Все потом в краске, масло не отстирывается, но мы привыкли, что куртки обувь, постель, полотенца все в масле. В этом даже есть своя романтика.

Светлана Шпаченко

SI: Расскажите о вашей последней выставке. Откуда вы черпали свои идеи?

Светлана: Мы ездили по Юго-Восточной Азии и Индокитаю почти 4 месяца, и я видела, что каждая азиатская страна отличается от другой, культурой, цветом зелени, морем, едой, традициями. Я делала заметки, эскизы. Придумала выставку целиком в путешествии, когда приехала в Киев, оставалось только написать и организовать выставку. Мне хотелось передать все, что мы увидели и пережили, и я решила использовать фрукты. Например, на моей картине «Мандарины»,  если посмотреть на нее внимательно, мандарины похожи на молящихся малазийских мусульман во время Курбан-Байран. Картина перенасыщена оттенками красного, и мандарины стоят в ряд. Мне хотелось затронуть болезненную тему азиатского мусульманства. Или, к примеру, «Инжиры» выглядят очень праздно, экзотично и экологично, как ночной Сингапур в районе Марина Бей, поэтому краски очень спокойные и гармоничные. Используя теплые и холодные оттенки, я хотела передать, как органично может существовать природа и научный прогресс, здания, современные технологии, без ущерба друг другу.

SI: Вы любите путешествовать? Какие самые любимые страны и почему?

Светлана: Путешествуя художник если внимательно будет смотреть, может заметить очень многое. Если он к тому же замечает детали, то он ими вдохновляется. А если у него есть вдохновение, то и искусство его будет жить с ним и после него. В мире есть два места, которыми я вдохновляюсь. Из Европы – это Руан в 100 км от Парижа, город, в котором Клод Моне несколько лет подряд писал знаменитый Руанский кафедральный собор при разном освещении, погодных условиях и температуре воздуха. Это город, где, кажется, даже не только художник может сойти с ума от вдохновения. Из Азии – это Панган. Это такая осознанная и осмысленная любовь. За пару лет я была в 18 странах, поэтому смело могу сказать, что пока я влюблена в эти два места, но столько всего еще впереди.

SI: Насколько реально в Украине реализовать себя как художника?

Светлана: В Украине очень легко реализовать себя как художника, особенно если все время рисовать и не стесняться об этом говорить окружающим. Ждать пока в твою мастерскую вломятся миллионеры-коллекционеры и купят все, что ты написал – крутая идея, конечно, но нужно каждый день что-то для этого делать. Выползать из своего дома и говорить о себе. Если это еще сопровождается достойным творчеством, то почти успех!

Света Шпаченко

SI: Как относятся к украинским художникам в мире?

Светлана: К украинским художникам и искусству в мире относятся очень здорово, оно новое и его мало. Особенно, если сравнивать с мировым достоянием.

SI: В какие страны вас уже ждут с выставками?

Светлана: Пока мы очень хотим сделать выставки в одном Азиатском городе, в двух европейских. Работаем в этом направлении.

SI: Есть ли у вас постоянные клиенты?

Светлана: Есть такие клиенты, которые со мной уже много лет, и их даже клиентами не назовешь. Больше друзья.

SI: Расскажите о ваших ближайших планах и через 5 лет.

Светлана: Кто же расскажет свои планы, а тем более на 5 лет!

Света Шпаченко

Автор статьи: Айтен Новрузова

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии