Одной из главных особенностей современного искусства является возможность меняться в зависимости не только от социальных трендов, но и от новых технологий, которые меняют наш мир практически каждый день. Одним из самых свежих видов арта является нет-арт, главной особенностью которого является существование исключительно в сети.

Произведениями нет-арта, как стиля в современном медиа-искусстве, можно назвать только ту работу, где интернет выступает как неотъемлемая часть самого проекта. Достаточно сложно провести четкие границы между некоторым контентом и произведениями нет-арта. В силу этого, принято считать, что непосредственным нет-артом являются те проекты, для которых интернет выступает как первичная и единственная среда обитания и распространения, то есть записи перформансов, онлайн галереи, каталоги коллекций произведений искусств, веб-дизайн и многое другое считать данным видом медийного искусства мы не можем. Границу между разными видами сетевой визуальной информации сформировала Ольга Шишко: «Главное не путать «net-art» и «art on the net». Искусство в сети это лишь документация, которая не создана специально для сети. Напротив, net-art функционирует только в сети и часто имеет дело со структурированным контекстом. Любая фундаментальная идея может оказаться сомнительной без специфического медиа-перевода и без участия других людей. Блуждая по художественным сайтам, мы часто не видим конечного изображения, но ощущаем вмешательство в одно и то же время различных уровней коммуникации (текста, звука, движущихся картинок, видео). Сетевые проекты часто ведут себя как хамелеоны — молниеносно реагируют и меняются, подчас до неузнаваемости. Из всех произведений искусства быть может произведения в сети имеют самую кратковременную жизнь».

Как ни странно, первые образцы нет-арта существовали еще до появления  интернета, назывались ASCII-графика, и размещались в сетях Фидонет и BBS. Предшественниками данного вида искусства можно считать абсолютно все визуальные виды арта, такие как флуксус, видео- и кинектик-арт, концептуальное и телекоммуникационное искусство. Сам способ художественной передачи информации появился не с изобретением глобальной сети, в более ранние периоды художники работали с такими средствами связи, как телефон и факс. Одной из первых групп сетевых художников является голландская организация Jodi.

С появлением сети Интернет в начале 90-х годов была создана платформа „Rhizome“, что позволило привлечь и объединить гораздо большее количество художников к данному виду искусства. На сегодняшний день, Rhizome являет собой самую большую коллекцию нет-арт объектов, которая постоянно пополняется. Новым этапом в существовании такого вида арта было создание социальных сетей, которые дают возможность популяризировать объекты.

Что же именно мы можем абсолютно точно отнести к данному виду искусства? К арт-проектам, которые могут существовать исключительно в сети относятся: Интерактивные проекты (заполняемые формы и CGI-скрипты, предполагающие непосредственное участие зрителя), коммуникационные проекты, программные продукты, которые воспринимаются как произведения искусства, story telling и self promotion. Звучит это сложно,но на самом деле,  в интеллектуальном плане, нет-арт не более запутанный для зрителей, чем все остальные виды современного искусства.

Нет-арт не представляет собой никакого интереса для коллекционеров, так как не может являться чей-то собственностью, а существует в общем доступе и может дублироваться в любом количестве. Каждый, при желании, может создать свою собственную коллекцию данных произведений, просто сохранив ссылки. Невозможность зарабатывать на своем искусстве и является главной проблемой для художников, что в какой-то степени усложняет дальнейшее развитие стиля.

Одними из самых известных художников, работающих в сфере нет-арта, являются Хит Бантин, Роллин Леонард, Лорна Миллс и Райдер Рипс.

rollin

Автор статьи: Вика Ежевика

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии