Несколько лет назад известный галерист Марат Гельман курировал выставку современного искусства «ICONS» («Иконы») в Краснодаре.

Уже до открытия она заимела громкую славу скандального мероприятия. Первые полосы изданий пестрили кричащими заголовками о богохульстве как самого куратора, так и всех вместе взятых художников, экспонированных в проекте. Верующие нескольких епархий Русской Православной Церкви протестовали против открытия выставки и «практически её сорвали».

Исходя из реакции общественности стает очевидным, что даже не видя ЧТО и КАК будет представлено, это безапелляционно опровергается. Конструкты, заложенные в корне сознания и памяти, протестуют против всего, что им противоречит. Незнакомое воспринимается как нечто враждебное. Искусство начинает действовать не только на сознание зрителя, но и на нервы. Представить сцену Тайной Вечери (одноименная работа арт-группы RECYCLE, 2010), когда её главные участники – апостолы и Иисус находятся ко зрителю спиной, это, согласитесь, может восприняться резко. Тем не менее, «Выставка «ICONS» – пространство для спокойного диалога. И потом, современный художник так или иначе олицетворяет боль человечества. И как бы ни трудно было, но боль эту надо пережить и понять. Искусство должно ранить, должно показывать пороки», – комментировал проект Марат Гельман.

11-3

Группа RECYCLE (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов), Тайная вечеря, 2010

original

Группа RECYCLE (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов), Тайная вечеря, 2010, фрагмент

Подобные выставки на тему сакрального, интерпретирующие иконографические каноны проводятся и сегодня. Как правило, их миссия в демонстрации тонкой грани взаимоотношений современных художников с библейскими сюжетами. Именно они являются частой отправной точкой творческих поисков и украинских художников и, гораздо реже, их находок.

Художники обращаются к истокам: священным текстам или реальным скульптурным фигурам Христа, Марии, апостолов и других святых. Принципиальным оказывается создание не художественных образов на основе всевозможных интерпретаций человеком Библии и христианства, а напротив, отход от любых интерпретаций, приближение непосредственно к священному тексту.

Что касается скульптурных фигур, то они претерпевают визуальных трансформаций. К примеру в абстракциях Игоря Яновича в проекте «Диалог» (2009). Осязаемые образы Христа в виде деревянных фигур «растворяются» в формах и текучих цветовых пятнах абстрактного искусства. Зритель наблюдает за «преодолением» скульптур посредством вызванных с ними ассоциаций на холстах. Более того, изначальная связь авангарда с иконографией способствует открывать окна в инобытие с помощью нетрадиционных изобразительных средств.

Bez_imeni-1

Неизвестный автор, Распятие, кон. XIX ст., дерево, из частной коллекции

Игорь Янович, Без названия, из проекта «Диалог», 2009, холст, смешанная техника

В свою очередь, современный днепропетровский художник Александр Король настойчиво уподобил свою работу «Exit», евангелиевской сцене «Бегство Святого семейства в Египет». Герои его полотна пребывают в хаотическом постапокалиптическом вихре. Вместо Марии с младенцем и Иосифом – зритель видит реальных людей – сбегающих от разрушающего урбанизма. В данном случае, иконографическая сцена приближается к нашей реальности настолько, что перенимает на себя тяжесть положения героев: где-то сравнивая с собой, а где-то и вовсе, узнавая. Текстовые же обрывки из окликов «без будущего», «сила», «ужасный мир», которые витают в пространстве холста, лишь драматизируют положения. Подобный прием, который использует стикер, отсылает зрителя одновременно к основному посылу и, невольно, к условным обозначениям-надписям на традиционных иконах.

Exit 2013 acrylic, spray on canvas 150x240 cm

Александр Король, Exit, 2013, акрил, спрей, холст

«Приближенной» к современной жизни, является также живопись в ключе «новых старых мастеров» в проекте «Ecce Homines» (2011) Евгения Равского. В котором на первый план выходит осмысление понятия «Человек» с отсылкой к прошедшим временам. Иными словами, сегодня как никогда становится важным определение: КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?

Евгений Равский, Жертвоприношение,2010,холст, масло

Евгений Равский , Жертвоприношение, 2010, холст, масло

4

Микеланджело Меризи де Караваджо , Жертвоприношение Авраама, 1601-1602, Флоренция, Галерея Уффици

В своем проекте, вопреки реализму, художник добивается на холсте не психологизма образов, а их вневременности. Поскольку когда мы смотрим на сцены «Жертвоприношение» (2010) или «В заключение» (2010) – перед нами непроизвольно возникают аллюзии на известные иконографические типы.

Евгений Равский, В заключение, из проекта Ecce Homies 2010, холст, масло, 120х200

Евгений Равский, В заключение, 2010, холст, масло

1280x720_299040_[www.ArtFile.ru]

Сандро Боттичелли, Оплакивание Христа, 1490 – 1492, Старая Пинакотека, Мюнхен, фрагмент

Так, свобода истолкования иконографических схем влияет на формирование новых методов в изображении. Более того, от перенасыщения информационного пространства художники начинают искать дополнительный среды для художественного высказывания. И речь не только о том, что иконография вышла из храмового пространства. А о том, что она выходит и из выставочного! И  продолжает мигрировать в городском.

Для львовянина Сергея Радкевича новым коммуникативным полем стали фасады заброшенных домов. Подобное перемещение евангилеевских росписей – свидетельство сакрализации повседневного урбанистического пространства. К примеру во время фестиваля Fortmissia в 2011 году, Сергей вместе с Ярославом Футимским создал мурал «Гроб Господний», инспирированный одноименным иконографическим сюжетом.

Гроб Господний, Сергей Радкевич

Сергей Радкевич, Ярослав Футимский, «Гроб Господний», в рамках фестиваля Fortmissia, 2011

Таким образом, исторический предел в западноевропейской иконографии начался примерно с XVI века. Очевидно, сегодня иконографические традиции претерпевают изменений в творческих практиках художников. Однако, современное сакральное искусство продолжает, в большей, или меньшей мере, жить принятыми канонами и типами, без которых идентификация библейского сюжета снизошла бы к нулю.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии