Йова Ягер – соосновательница студии Kleydesign. С её лёгкой руки количество ресторанов и кафе с уникальным интерьером увеличивается уже много лет, а непримечательные жилые помещения становятся оригинальными и уютными. Йова рассказала команде Style Insider о своих проектах, о любви к путешествиям и белому цвету, а также о дизайне как о стиле жизни.

Йова Ягер

SI: С чего началась история студии Kleydesign?

Йова: Kleydesign – довольно молодая студия. Я и Ира Миллер, обе выпускницы КНУБА, основали её в 2008 году. Мы занимались проектированием не только интерьеров, но и предметным дизайном, оформлением сложных декораций, художественных витрин, участвовали в музыкальных проектах, снимали видео и много путешествовали. Последний год основная наша деятельность сосредоточена на проектировании заведений общественного питания. Это увлекательная среда для коллективного творчества. Заказчик и дизайнер становятся командными игроками, когда цель сделать красивый проект переходит в цель сделать его качественным, привлекательным, экономически выгодным, а это возможно, только если совместно приложить усилия.

Йова Ягер

SI: Сотрудничаете ли вы с украинским производителем во время работы над проектами? Все ли идеи можно воплотить, не обращаясь к иностранным брендам?

Йова: Привычка сотрудничать с украинскими производителями выработалась сразу на этапе первых работ. Так как будучи студентом, для меня было проще сделать чертеж или эскиз, чем достать итальянские каталоги с весьма дорогой мебелью. Мой друг архитектор Олег Волосовский привил любовь к производству и всему обучил. Спустя более десяти лет, уровень качества и эстетического вкуса украинских производителей однозначно значительно вырос. Они также сами много путешествуют, посещают мебельные выставки и стараются быть на волне последних тенденций. Конечно, в Украине ощутима нехватка доступа к разнообразию материалов, ограниченность  возможностей делать сумасшедшие экспериментальные образцы. Но в целом мне очень нравится бывать на производствах, вместе придумывать конструктивные узлы, да и вообще 80% наших интерьеров – это украинское производство, хоть и с отчасти зарубежными материалами. Вот со светильниками дела обстоят сложнее. Они практически все импортные.

Йова Ягер

SI: Бывает ли такое, что к вам как к дизайнеру обращаются люди, вкусовые предпочтения которых полностью расходятся с вашими? Как поступаете в такой ситуации?

Йова: Вот уже третий год такого нет. К нам обращаются, потому что знают наши работы и вкусовые предпочтения. Нам нравятся командные работы с заказчиком, а когда ты на одной волне вместе с ним, только так и получается. Юмор и самоирония — обязательные составляющие наших проектов, и если вы не умеете хорошенько от души посмеяться над собой, то, скорее всего, совместной работы не получится.

SI: Над какими проектами вы работаете сейчас?

Йова: Иногда проще ответить, над какими проектами сейчас не работаем. Основная концентрация наших идей и сил направлена на рестораны и кафе, в общем — места общественного питания. Это очень увлекательная среда для творчества со всегда сжатыми сроками. Вот-вот двери своего ресторана должен открыть Bottega wine & tapas на Терещенковской 13.  А сейчас вернулась с производства, где мы заканчиваем последние детали для новых декораций витрины Invoga. Благодаря доверию хозяйки магазина мы применяем максимум любови к дизайну, безумию, юмору, иронии и красоте. Такие проекты всегда в удовольствие, в них очень много ручной работы, и благодаря нашим друзьям, искренним помощникам, всегда справляемся с объемами. Мы очень любим участвовать в совместных работах. Ведь объединение разных творческих личностей дает формулу — одна голова хорошо, а две лучше. Да и вообще, это так любопытно —  поработать с кем-то таким же сумасшедшим, любящем свое дело. В этот раз самым волнующим для нас является проект с молодой талантливой художницей Настей Птичек. Пускай это пока будет сюрпризом.

Bottega_tapas_restaurant_by_kleydesign (8)

SI: Как много времени уделяете сугубо предметному дизайну?

Йова: Не так много, как хотелось бы. В идеале, это когда на втором этаже твоего дома ты спишь, проснувшись, спускаешься вниз и попадаешь в свою любимую берлогу-мастерскую, прямо в пижаме со стаканом теплого молока. Пока что я разгуливаю по холодным и пыльным мастерским наших подрядчиков.

SI: Обращаетесь ли вы в своей работе к экодизайну?

Йова: Вот совсем недавно в Ивано-Франковске открылся социальный проект Urban space 100, который вошел в пятерку лучших урбан-проектов социального предпринимательства по версии Platfor.ma. Основателями ресторана являются 100 меценатов, а чистая прибыль от его деятельности генерируется на развитие проектов города Ивано-Франковск. Идея принадлежит команде «23 ресторана» и » Тепло мiсто», где Kleydesign и дизайн студия Soboleva & Storozhuk на волонтерских началах воплотили концепт дизайна. Главный аргумент реализации, звучавший от Юрка Фелюка, — максимальное использование натуральных материалов: массив дерева, металл и стекло. Проект вёлся дистанционно, и без готовности к командной работе со стороны заказчиков ничего бы не получилось.

Urban_space_by_kleydesign_4

SI: Какой стиль в интерьере и в архитектуре вам наиболее близок?

Йова: Предпочтения, конечно, меняются из года в год, ты развиваешься, развивается и твой вкус. Стараюсь очень много путешествовать, это неподдельное, настоящие вдохновение. В архитектуре люблю Германию, Амстердам, Швецию. Меня всегда привлекали лаконичные, чистые формы. В дизайне все еще учусь сочетать несочетаемое: винтажную и современную мебель, насыщенные краски в декоре на фоне монохрома, классические светильники с бетоном или промышленный свет с классической мебелью. В этом мне помогает дизайнерская жизнь Лондона и Парижа. Но есть одна неизменная, стабильна тяга к белому цвету, особенно в керамике. Вот каждый раз когда вижу белую плитку, внутри, что-то происходит и я автоматически получаю эстетическое удовольствие. Сколько лет уже прошло, а трепет всё тот же. Вот и на фотографиях стены заброшенной промзоны Арт-завода «Платформа» — это райский замок для меня. Сама живу в белых стенах, где мне очень комфортно и уютно, а если хочется изменить обстановку, достаточно поменять цветовые акценты элементов декора и можно получить совершенно другой интерьер.

Йова Ягер

SI: Какое место в вашей жизни занимают путешествия? Где успели побывать в последнее время?

Йова: Как по мне, для архитектора лучшее вдохновение — это путешествия. Никакая картинка из интернета не заменит реальной красоты здания или предмета, ведь фотография всегда очень искажает восприятие цвета и фактуры, да и вообще она плоская и создана передавать эмоцию, а не объем. Бывает, что заказчик может быть недоволен из-за моего временного отсутствия, но если ваш дизайнер не видел мир, что он может вам предложить? Поэтому Путешествия и Йова — это неразделяемые понятия. Активно путешествую лишь с 2010 года. Успела побывать в Германии, Испании, Франции, Нидерландах, Италии, Англии, побродить на Мальте и посетить более двадцати европейских городов. Естественно я в восторге от Европы, ее разнообразность и историческая значимость сильно меня вдохновляют. Последние два года подряд в зимнее время балую себя месячным отдыхом в Азии. В этом году также много планов, например в марте еду в Париж на гастрономический фестиваль Omnivore, в апреле — в Милан на мебельную выставку Salone Internazionale Del Mobile, в мае — в Барселону, осенью — в Эйндховен на выставку DDW (Dutch Design Week). Ну и главный план-мечта этого года — поездка в Нью-Йорк. Хотя я готова бесконечное количество раз возвращаться в Лондон, пока он мой фаворит с его ритмом, смешением культур и стилей. Еще этот год не исключает множественные поездки по городам Украины, так как у нас есть проекты во Львове, Запорожье и, может быть, в Одессе. Хотя в там я буду уже в конце марта, такое событие как Restopraktiki не возможно пропустить. С путешествиями связана одна традиция. Сначала в каждом городе я искала интересные открытки, потом шла на почту и отправляла по адресам. Начиналось всё с 10 открыток самым близким людям. Однажды после приезда из Парижа меня попросили провести встречу «Путешествия глазами дизайнера». И я решила распечатать самые яркие кадры в качестве открыток, купила марки, разложила фломастеры, и каждый пришедший человек могут отправить открытку своим друзьям. Так появился новый ритуал. Теперь после каждой поездки я печатаю серию открыток и отправляю по всему миру, не только близким друзьям, а любому, кто подпишется под постом — хочу себе такую.

Йова Ягер

SI: Не хотели бы проявить себя в сфере городского дизайна? Есть ли у вас такие амбиции?

Йова: Городской дизайн —  это другая история. Им нужно жить 24 часа в сутки. Там много своеобразного анализа, статистики, эргономики, философии. Для этого у меня есть друзья-архитекторы, помешанные на городской среде. Они читают много литературы, посещают семинары, сами выступают лекторами, пытаются развивать интерес и приучать к важной социальной жизни молодое поколение в Украине. Лучше я порекомендую их, у них наверняка получится эффективный и на 100% честный продукт.

SI: Вы были дизайнером-декоратором на различных телепроектах. Каковы особенности такой работы? Хотелось бы повторить подобный опыт?

Йова: О, телевизионный мир — это другой мир, где нет выходных, праздников, нет слов «не могу» или «невозможно», где от слаженности работы всех ребят очень сильно зависит качество проекта. Мне удалось поработать на площадке реалити шоу «Пекельной кухни», где за 4 дня необходимо было сделать заметное перевоплощение двух залов для финалистов проекта. Это был настоящий вызов, так как тут работают другие правила пропорций цвета и фактуры, также адреналин поднимают невероятно сжатые сроки и ограниченность в доступе к материалам. Но опять же, мне повезло работать с отменной командой профессионалов, в которой все друг друга поддерживали и делились опытом. С этой же командой мы работали над реалии-шоу «На ножах», где нам приходилось разъезжать по городам Украины и «спасать утопающие» рестораны и кафе. Там была целая экспертная группа во главе с Арамом Мнацакановым. Мне и Олегу Волосовскому уже за два дня необходимо было перевоплотить дизайн заведения, но задача усложнялась тем, что это был не просто декор, а реальные материалы, с которыми заведению потом жить. У нас было 12 ресторанов и 8 городов. Мы уже набили руку и глаз и стали разговаривать с продюсером проекта на одном языке, ведь в начале то, что казалось нам красивым, совершенно не было эффектно в кадре. Это был невероятный опыт, мы скучаем друг без друга и хотим его повторить.

Йова Ягер

SI: Если бы вам предложили стать частью съёмочного процесса и создать декорации для фильма, согласились бы? Какой бы фильм это был?

Йова: Меня покорил фильм «Отель «Гранд Будапешт»». В каждом кадре, цветовом решении, костюме, декорации, застывшей мимике присутствовал юмор и самоирония, а это для меня очень важно. В картине так искусно и смело сочетают несочетаемое, что барьер эстетического удовольствия вырвало с корнями. А еще в кадре присутствует очень красивая мебель старых мастеров. Это меня сильно подкупает. Второй фильм, в стиле которого я бы не отказалась создать декорации — это «Догвилль». Он отличается тем, что в нем почти отсутствуют декорации, их заменяют  обозначенные на полу съемочной студии границы домов и комнат. Здесь всё условно, единственными реальными предметами являются несколько дверей, некоторые предметы мебели и автомобили. Такое пространство всегда сложнее создавать, чем что-то очевидное, ведь посредством ассоциаций тебе нужно создать атмосферу происходящего.

Йова Ягер

SI: Расскажите о музыкальном проекте Kleykurochki?

Йова: Это было в далеком 2010 году. В баре «Короли и капуста» Катя Заубер и Стас Тви делали серию вечеринок «Свежее мясо». Ровно в полночь приглашенные гости становились за пульт и играли любимую музыку для своих друзей или случайных гостей бара, что бывало редко. Нас тоже пригласили. Мы отнеслись к этому ответственно. Для начала придумали название нашего дуэта,  хотя думать особо не пришлось, так и родились «Kley Курочки». Потом мы взялись за афишу мероприятия. Списавшись с прекрасной и талантливой Cate Underwood, попросили сделать нам пару снимков за миллион ромашек, Лилю Литковкусю попросили сделать чепчики-гребешки, купили белый грим — и курочки были готовы. Вечер настолько удался, что нас тут же пригласили поиграть в Одессу, а потом еще и еще. К каждому проекту мы подходили всё также щепетильно: то снимали видеоролики с Леной Шкодой, то делали новые фотосессии с Moi Sofism. Конечно, это было развлечение для души, ничего коммерческого из нас не получилось.

YOVA--AFISHA-1500

SI: Можно ли сказать, что ваша работа – это определённый стиль жизни? Какие его отличительные черты?

Йова: Эта работа —  вся моя жизнь. Ты не можешь размышлять об эстетике ровно 10 рабочих часов, ты засыпаешь и просыпаешься, а в голове постоянно летают мысли. Невозможно прекратить вдохновляться или удивляться уведенному. Я всегда обращаешь внимание буквально на всё: мелкие гвоздики на торце тумбы, пропорции кадра в кино, шероховатые текстуры средневекового собора, эргономику поручней в метро. Вдохновение можно найти где угодно.

Йова Ягер

Автор статьи: Карина Потиха

Фотограф: Ольга Иванова

Макияж: Наталья Малюкевич

Благодарим за помощь в организации съёмки Арт-завод «Платформа»

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии