В нынешнем году 8 марта не ограничивается званием Международного женского дня. Эта дата войдёт в историю как старт ретроспективной выставки в MoMA, посвящённой Бьорк – пожалуй, одной из самых экспериментальных личностей в мире современной музыки. Она постоянно эпатирует публику, но вряд ли для того, чтобы быть замеченной. Её успех кроется скорее в верности своей дикой природе, а не в алгебраических вычислениях формулы популярности. Инстинктивное чутьё нужных людей и отсутствие страха перед неординарными решениями сделали исландскую певицу неотъемлемой частью мира искусства. Даже вопреки голосам несогласных и недоумению тех, кто не воспринимает её творчество.

Несмотря на то, что Бьорк не любит дуэты, её собственная музыкальная карьера не обходится без громких и вычурных коллабораций.

Вдохновением для создания масштабного мультимедийного проекта «Biophilia» стал большой интерес Бьорк к окружающей среде. Он включил в себя релиз не только альбома, но и ряда игровых приложений, а также проведение нескольких обучающих воркшопов, посвящённых теме природы. Столь масштабная задумка воплотилась в жизнь благодаря сотрудничеству с людьми из разных сфер. Арт-компания M/M Paris разработала логотип в виде музыкального компаса, который фигурировал на всей продукции, касающейся проекта. Для записи альбома были созданы специальные музыкальные инструменты, среди которых маятниковая арфа; катушки Тесла; Гамелеста – результат скрещивания звучаний классического инструмента челесты и традиционного индонезийского оркестра гамелана.
Специально для каждой песни «Second Wind Apps» и «RelativeWave» разработали по одному приложению (всего 10), которые стали первыми в постоянной коллекции МоМА.

На обложке «Biophilia» певица из Рейкьявика предстаёт в наряде из коллекции «Синестезия» от Айрис ван Херпен и в поясе в виде арфы авторства threeASFOUR. Во время тура в поддержку альбома 3-D костюмы от той же ван Херпен дополняли ещё и сферические головные уборы, созданные японским дизайнером Маико Такеда.

bjork-1997-john-scarisbrick--john-holden-01

По словам Бьорк, «мода —  это фашизм», она требует постоянного подчинения трендам. Будучи слишком непокорной, певица постоянно бросает вызов миру модных тенденций, создавая свой стиль в одежде вместе с неординарными дизайнерами. Пожалуй, самым знаковым сотрудничеством такого рода была работа Бьорк с Александром Маккуином. В 1997 году состоялся релиз альбома Homogenic. На его обложке Бьорк, запечатлённая известным фотографом Ником Найтом, предстала в образе не то гейши, не то снежной королевы. Разъясняя своё видение альбома 26-летнему Маккуину, Бьорк сказала: «Человек, написавший эти песни оказался в настолько невозможной ситуации, что ему пришлось стать воином. Воином, который борется не с помощью оружия, но с помощью любви». В результате этой коллаборации певица рассталась с предыдущим несколько игривым амплуа, сменив цветные Мартинсы и мини-юбку, на сложные по крою и задумке одеяния.

Маккуин был режиссёром видео на песню «Alarm Call», создал платье, состоящее из маленьких колокольчиков для клипа «Who Is It?», а так же сделал Бьорк центральной фигурой в перформансе «Fashion Rocks!», во время которого она пела в объёмном платье дизайнера, а на сцене состоялся показ его коллекции.

9c0a9aee2cd9ba031bdfa07fb7bdff90

В экспериментах Бьорк с образами в разное время принимали участие Хуссейн Чалаян (обложка альбома «Post»), Марьян Пежоски («Лебединое платье» на обложке «Vespertine»), Бернард Вильхельм (альбом «Volta»), Джереми Скотт (тур «Homogenic»). Сама певица не раз появлялась в одежде авторства Йоджи Ямамото, Comme des Garcons, Viktor & Rolf.

В качестве клипмейкеров с Бьорк сотрудничали Ник Найт (клип «Pagan Poetry»), Мишель Гондри (всего 8 клипов, среди которых «Bachelorette»), Стефан Седнауи («Big Time Sensuality»). Певица также работала с Дрю Берри – известным создателем обучающих естественнонаучных фильмов. Для неё он создал клип на песню «Hollow». В основу сюжета легла история жизни отдельно взятой клетки.

Для выставки в МоМА под руководством Эндрю Томаса Хуана было снято новое видео на композиию «Black Lake». Это 11-минутная история в которой тело Бьорк постепенно раскрывается как пещера, в которой помещается целый мир. Так неповторимая исландка рассказывает о боли, которая ведет к перерождению, о человеке, который является частью Вселенной.

Что бы Бьорк ни делала, за ней всегда интересно наблюдать. Постоянно меняясь, иногда до неузнаваемости, она умудряется оставаться собой. Секрет, пожалуй, кроется в её жизненном кредо:«Того кто импульсивен и дик, никогда не сможет превзойти тот, кто техничен и математически точен».

1407136490Bjork_Biophilia_live1

Автор статьи: Карина Потиха

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии