28 февраля в Доме культуры НТУУ «КПИ» состоится второй показ оперы «Кориолан». В разговоре со Style Insider режиссёр постановки Владислав Троицкий рассказал о том, как создавалась «новая опера», а также о своих взглядах на проблемы в украинской культуре и на пути их решения.

SI: В ноябре прошлого года в Киеве состоялась премьера новой оперы «Кориолан». Почему выбор пал именно на эту трагедию Шекспира?

Владислав: Наверное, потому, что это пьеса, которая наиболее резонирует с сегодняшним днём, с сегодняшней ситуацией в Украине. Те вопросы, которые поднимаются в ней, очень остро стоят перед каждым человеком в Украине, и передо мной в том числе. Поэтому мне было важно и интересно отправиться в это путешествие.

Влад Троицкий

Фото: Юлия Вебер

SI: Каким образом происходило финансирование данного проекта?

Владислав: Финансирование происходит за счёт продажи билетов. И никто из тех людей, которые задействованы в работе над «Кориоланом», денег за это не получает. Если после покрытия таких неизбежных затрат, как аренда зала, техники, останется какой-то заработок, люди получат свои гонорары. Аренда зала в театре для коллектива, который в этом театре не работает, равняется оплате аншлагового премьерного спектакля. Вот такая экстремальная история.
Опера «Кориолан» существует только потому, что собрались творческие люди и решили вместе отправиться в путешествие. Этот проект создаётся в любви и является примером для молодых художников. Пока молод – дерзай! Если ждать, что к тебе кто-то придёт и позовёт, то можно так никогда и не дождаться.

SI: Расскажите о процессе написания музыки к «Кориолану». Трудно ли сработаться с командой, где право голоса принадлежит не только режиссёру?

Владислав: Я всегда так работаю. Многие режиссёры зачастую используют формат этюдов. Артисты и музыканты также становятся художниками, пробуя воплотить разные варианты данных этюдов. Затем мы совместно обсуждаем, насколько это резонирует с каждым участником. И только после этого выстраивается финальная структура постановки.

Сейчас происходит продолжение развития и выстраивания музыки в опере «Кориолан». В ходе работы у исполнителей пробуждаются, возможно, скрытые до того таланты в композиторской сфере. На данный момент функцию музыкального лидера взял на себя Антон Байбаков. Но при этом каждый вносит свою лепту в общий проект. В результате такого увлекательного процесса мы вместе выстраиваем целостное волшебное дерево.

SI: Кориолан — герой, который всем неудобен. И тем не менее, он вызывает симпатию у зрителя, на нём сконцентрировано всё внимание в трагедии Шекспира. Выходит, что герои привлекают нас только в книгах или на сцене. Нужны ли они в реальной жизни, если их, возможно, великая миссия часто остаётся никем не разгаданной? 

Владислав: Герои существуют внутри нас, и «Кориолан» – это история борьбы героя с внутренним рабом. Раб всегда говорит: это не твоя война. А ведь война – это не только боевые действия. Война – это испытание, в котором ты переступаешь через собственный страх, лень, уныние и говоришь: я буду действовать. В этот момент ты становишься неудобен своему внутреннему рабу и тем людям, которые привыкли жить в унылом мирке агрессивного инфантилизма. А такая привычка является одной из самых больших опасностей, с которой мы сейчас сталкиваемся. Отсюда и коррупция и невозможность осуществить реформы. Как можно реформировать, если все – начиная от художников, артистов, заканчивая врачами, учителями – привыкли находиться в псевдокомфортном существовании, жалуясь на своё несчастье, спекулируя на нём? А ведь нужно просто взять и начать действовать, не ожидая того, что за нас это сделает президент или кто-то ещё. Пока мы сами не будем брать на себя ответственность за нашу единственную жизнь, не перестанем перекладывать груз этой ответственности на какого-то дядю, на какие-то обстоятельства, ничего и не будет.

Не скажешь ведь себе: я прожил свою жизнь неказисто и дрянно, потому что кто-то был не такой. Ведь себя очень сложно обмануть, и в душе возникает вопрос: а ты сам-то что сделал? Сверхзадачей было, чтобы этот вопрос задал себе каждый зритель после просмотра «Кориолана». Чем больше такие вопросы задают себе люди в нашей стране, тем быстрее произойдёт то волшебное, чего мы заслужили.

К счастью, события, произошедшие год назад в Украине, пробудили очень многих. Люди поняли, что нельзя бездарно спускать свою жизнь, спекулируя на том, что у нас не та страна, не то руководство и ещё многое не то.

кориолан

SI: У нас в стране достаточно сложно работать в сфере искусства. Государственные театры упорно стоят на позициях консерватизма, в то время как рядом с ними то и дело возникают новые экспериментальные проекты, которые не дотируются из бюджета. Как вы полагаете, с чего стоит начинать реформы и изменения в сфере культуры?

Владислав: Вся официальная сфера культуры в Украине осталась под сумрачной сенью советского прошлого. Только в Советском Союзе была пусть и ужасная, но идеология, был надзор, пусть и отвратительный. А сейчас, за время независимости, вся культура превратилась в отдельные феодальные государства. Они приватизировали весь тот ресурс, который есть в данной сфере– здания, финансирование.

Очень мало людей задают себе вопрос: а что такое культура? Мы, как налогоплательщики, отдаём государству деньги, а оно, в свою очередь, берёт на себя обязательство предоставлять нам определённые государственные услуги: будь то образование, медицина, безопасность или культура. И если критерии оценки образования, медицины у нас есть, то в сфере культуры подобных критериев нет. Насколько тот культурный продукт, который у нас существует, соответствует потребностям общества? Зачастую, теми, кто это определяет, являются неприкасаемые люди, самостоятельно присвоившие себе авторитет. И в этих условиях общество наивно предполагает, что реформы и трансформации произойдут сами по себе. Мы часто слышим: когда война закончится, тогда и займёмся культурой. Но ведь ребятам с войны нужно к чему-то возвращаться, а нам нечего им предложить, нечем гордиться, кроме как теми, кто отдаёт свою жизнь за нашу страну.

Культура – это как Сталкер у Тарковского, художники – это миссионеры, они предчувствуют будущее. Но они и кодировщики, которые формируют наше завтра.

Культура – это одна из областей прикладной человеческой энергии, где можно достичь очень быстрых результатов. Нужно сформировать свободные пространства, где на конкурентных условиях могли бы начать существовать независимые проекты. На основании этого пространства сформируются каналы коммуникации с миром.

кориолан

SI: Как Вы оцениваете тот культурный потенциал, который Украина способна раскрыть миру?

Владислав: В мире существуют симпатии к Украине как к мужественной стране, но ей нужно формировать свой образ, отличный от уже существующего. Пока что Украина не предъявляет тех символов и кодов, по которым её можно было бы узнать. Культурные коды – это одни из самых быстрых коммуникаторов. Сейчас Европа понимает непростую ситуацию с российской агрессией. Нужно выставлять гуманитарный форпост этой агрессии. И мир готов нам в этом помогать, но на данный момент эту помощь просто некому получить. Все европейские чиновники понимают, что украинское государство, как реципиент, очень неэффективно. Оно, конечно, освоит эти деньги, но КПД будет хуже, чем у паровоза.

В этом плане на независимых пространствах, созданных на основе государственно-частного партнёрства, могут происходить коллаборационные проекты с любыми странами мира. Туда может быть направлен технический и человеческий ресурс. Чтобы это стало реальностью, необходима определённая законодательная инициатива и физическое пространство. Это должны быть проекты, работающие круглогодично, включающие в себя образовательную сторону. Они должны вовлекать людей, имеющих желание проявить себя в сфере искусства, в работу над реальными проектами. Необходимо также создать школу презентации, которая будет формировать способность заинтересовать публику, критиков, будет прививать умение презентовать миру проделанную работу.

В контексте коллаборационного сотрудничества мы совместно с Французским институтом и нашими французскими партнёрами делаем проект «Антигона», премьера которого состоится 5 апреля в рамках Французской весны. А в следующем году планируется тур по национальным сценам Франции.

В апреле парижскому зрителю будет также представлен франко-украинский проект Orkestronika, премьера которого состоялась в прошлом году на Гогольфесте. Подобные проекты планируются с Германией, Венгрией, Польшей, Британией. Это открывает для простых европейцев новое лицо Украины – современное и креативное.

SI: В Украине существует ряд сложностей, возникающих при создании проектов в сфере искусства. И с точки зрения финансового бэкграунда, и с точки зрения коммерческого успеха. Что вас вдохновляет продолжать заниматься тем, чем вы занимаетесь именно у себя на родине? Тем более, что Европа всегда рада вам и вашим проектам.

Владислав: Я — патриот. И надеюсь, мне никогда не придётся быть эмигрантом. Я родился в России, но место, где я сформировался как человек – Украина. Место силы, точка сборки – это Киев. Дах и люди, которые в нём работают, Гогольфест, который является своего рода движением, новым типом сознания, ДахаБраха, Dakh Daughters – всё это очень дорого для меня. С точки зрения формальных, технических факторов работы – за рубежом лучше. Но здесь я работаю над тем, что пробуждает и во мне, и в зрителях, и в актёрах чувство собственного достоинства, над тем, что даёт возможность говорить с миром на равных.

Влад Троицкий

SI: Расскажите о ваших нынешних проектах?

Владислав: Сейчас вместе с Алексеем Ботвиновым работаем над постановкой «Искусство войны» Сунь Цзы, премьера планируется на июнь и состоится в Одессе. Позже постановку можно будет увидеть на Гогольфесте. С Дмитрием Яблонским и «Киевскими солистами» будем создавать классическую оперу. Сейчас речь идёт о том, чтобы поставить «Орфея» К. Глюка. На данный момент также готовится новая программа группы ДахаБраха, премьера которой состоится 21 марта. Так что работа идёт беспрерывно.

SI: Изменился ли украинский зритель за последний год? И какая, на ваш взгляд, роль искусства во время войны?

Владислав: Сейчас люди находятся в стрессовом состоянии. Все, безусловно, устали от эмоционального напряжения, от беспрерывного нагнетания катастрофичности ситуации. Для того, чтобы в этом удостовериться, достаточно просто заглянуть в сводку новостей. Очень мало там найдётся чего-то жизнеутверждающего. В этом плане культура и искусство могут быть и отдушиной, и тем стимулом, который позволяет сказать: «Мы есть!»

кориолан

Автор статьи: Карина Потиха

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии