Примитивизм как стиль живописи выделился только в 19 веке и являет собой умышленное упрощение форм, текстур, силуэтов и цветовой гаммы. Достаточно часто работы известных художников-примитивистов можно спутать с детскими рисунками, так как они выглядят так же красочно и, в какой-то степени, плоско. Не менее характерной особенностью данных работ является гиперболизация той части образов, которые влияют на эмоциональное восприятие. Точно так же, как маленькие дети передают свое виденье мира с помощью непропорциональных и часто неотображающих действительность рисунков, так и профессионалы, которые творят в данном стиле, отображают с помощью живописи свои идеи, призывы к действиям, а так же просто вещи, которые их окружают.

DSC_1175(1)

Новый стиль достаточно быстро распостранился, а картины нашли своих покупателей. Публика 19 века, которая насытилась местами слишком реалистичными портретами и пейзажами, могла просто отдохнуть, смотря на работы примитивистов — понимание их идей не требовало большого багажа знаний и опыта в области живописи. Из наиболее известных представителей мирового примитивизма можно выделить Анри Руссо, Катерину Медведеву и Нико Пиросмани.

Как известно, на територии Украины художники того времени быстро и удачно подхватывали тенденции в авангардном искусстве, и примитивизм не стал исключением.

Мария Примаченко родилась 30 декабря 1909 года в Киевской области. С самого детсва будущую художницу окружали предметы декоративно-прикладного искусства, что после нашло отображение в ее творчестве. Отец Марии был плотником, который превращал свою работу из ремесла в искусство, а мать – вышивальщицей, вещи авторства которой были далеко не заурядными. В раннем детстве художница болела полиемилитом, что научило ее с ранних лет ценить жизнь, и замечать как можно больше ярких красок вокруг.

Ее творчество началось с малых лет, но достаточно долгое время оставалось не замеченым и не оцененным публикой. Как потом вспоминает сама художница, первой ее работой были цветы, нарисованные на собственном доме, а потом уже и на домах соседей. Мария хотела разукрасить и немного развеселить не только собственную жизнь, но и жизни тех людей, которые ее окружали.

Примаченко-М.

В 1936 году Марию Аксентьевну пригласили работать в экспериментальных мастерских Киевского музея украинского искусства, где талант художницы раскрылся еще больше. В Киеве она не только продолжила рисовать, но и начала заниматься керамической пластикой, разрисовывать плитки и вышывать. Работы из этого периода жизни Примаченко хранятся в Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем работы Марии удачно экспонировались в Париже, Варшаве, Праге, и многих других европейских городах.

Тема любви к своей родине явно видна во всех работах, при этом многие из них глубоко социальны, но благодаря примитивной технике исполнения, доступны пониманию всех людей. Такой является серия работ „Чернобыль“, нарисованная в 1986 году.

prymachenko_1

Живопись многогранна, и часто многие ее стороны умеют удивлять своей непредсказуемостью. Одной из таких „граней“ можно назвать искусство примитивизма, которое, на первый взгляд, является просто легкой, веселой и яркой картинкой, а при дальнейшем анализе раскрывается перед нами как мощное средство передачи глубоких тем и идей. Именно из-за такого синтеза средств выражения и идей, примитивизм стал настолько популярным на територии Украины,  а талант авторов признали не только отчественные критики, но и европейские искусствоведы.

prymachenko_6

Автор статьи: Вика Ежевика

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии