Вопрос разграничения между «художником» и « не художником», начиная еще с Возрождения, остается актуальным. Более того, он восстал с новой силой, когда в мире укрепилась фигура дизайнера. В творческом процессе существует ключевое различие между искусством и дизайном –последние имеют заранее заготовленный план. Иными словами, у них всегда есть горизонт, конечный пункт, точка Б. Что касается художника, такое условие имеет место быть, но оно не есть обязательным.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вид экспозиции проекта «Dialog: Art and Design» в MAK (Музее искусства и дизайна), Кёльн, 2015. Фото – Павел Гудимов

Потому в продолжение моей предыдущей публикации о сосуществовании дизайна и искусства, хотелось бы привести еще некоторые примеры «путешествия» предметов обихода в целом в сферу искусства, а также их музеефикации.

Одной из наиболее запоминающейся для меня экспозиций в традиционном музее, в которой были представлены предметы быта, стал зал стульев Тонета в MKG (Музее искусств и ремёсел) в Гамбурге.  Немецкий дизайнер Михаэль Тонет  в начале 19 века сумел изменить традиционные образы стула-трона, и они стали «стоить дешевле бутылки вина». «С наступлением эпохи модерна многие европейские архитекторы пытались разработать для массового производства мебель, которая была бы одновременно простой, красивой и доступной огромному количеству покупателей» — слова искусствоведа Карла Манга.  Это желание не увенчалось успехом.  Но исключением стала мебель Тонета. Стул №14, или венский стул – известный сегодня, кажется всем. Без лишнего пафоса и преувеличений – с этим стулом имел дело каждый.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вид экспозиции в MKG (Музей искусств и ремёсел), Гамбург, 2015. Фото – Павел Гудимов

03

«Chair no. 14» («Konsumstuhl Nr. 14»), стул фирмы «Братья Тонет», 1859

Еще одним ярким примером «интеграции» искусства в дизайн является, созданная на основе работы известного художника Марка Шагала, ширма, также представленная в выставочном пространстве MKG.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вид экспозиции в MKG (Музей искусств и ремёсел), Гамбург, 2015. Фото – Павел Гудимов

Подобное «заимствование» уже не удивляет зрителя. Более того, такой прием широко используется не только в дизайне бытовых предметов и мебели, но и в индустрии моды, мире ювелирных украшений (наиболее значимая фигура в этом плане – венский бренд FREYWILLE).

JP1847

Большая волна в Канагаве, Кацусика Хокусай, 1830-32

Christian Dior Haute Couture Spring Summer 2007 collection7

Джон Гальяно для Christian Dior, коллекция весна-лето, 2007

Gustav_Klimt_046

Густав Климт, Портрет Адели Блох-Бауэр I, 1907

freywille_ring_lumiere_des_diamants_ring_lumiere_kollektion_hommage_a_gustav_klimt_design_hoffnung

Коллекция ювелирных украшений FREYWILLE, инспирированная творчеством Густава Климта

Выражаю огромную благодарность Гете Институту в Киеве, который сделал возможным путешествие в Германию для ознакомления с культурной средой страны.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии