Мир едва ли знал его в лицо, но его слава ширилась по всему земному шару. Он по праву считается отцом репортажной съёмки, так как больше всего в фотографии он ценил естественность и непостановочность. Сама возможность словить тайну жизни, вовремя нажав на кнопку спуска затвора, влекла его к камере. Анри Картье-Брессон. Человек, олицетворяющий целую эпоху в фотоискусстве.
Во время того, как у него брали интервью, он инстинктивно закрывал большую часть лица своими фотографиями. Кажется, будто этим он хотел сказать, что его снимки – это он сам, что они говорят о нём больше, выразительнее, глубже. Выходя на улицу, он брал с собой маленькую камеру, блестящие части которой были тщательно выкрашены в чёрный цвет, чтобы не привлекать к себе внимание. Он был категорически против использования вспышки, которое сравнивал с приходом на концерт с пистолетом в руке. За Картье-Брессоном закрепилась слава человека кроткого и неприхотливого, хотя и обладавшего недюжинным талантом.
Анри Картье-Брессон воспитывался во французской буржуазной семье и с детства был приобщён к искусству. В раннем возрасте он начал заниматься музыкой, фотографией и живописью. Последнюю он считал своим главным увлечением, и на склоне лет фотоаппарату предпочёл кисть.
По мотивам жизни Картье-Брессона можно было бы снять увлекательный фильм, даже несколько фильмов, написать авантюрный роман и получить за него Пулитцеровскую премию. Он учился живописи у кубиста Анри Лота, затем примкнул к сюрреалистическому движению, постулаты которого использовал в фотоискусстве. Позже фотограф получил образование в Кембридже, уехал в Африку, где едва не умер от лихорадки. Объездил бесчисленное количество стран как свободный фотограф и как член содружества фотожурналистов «Магнум фото». Во время Второй мировой войны Картье-Брессон попал в руки вражеской армии и считался пропавшим без вести. В МоМА даже начали готовить посмертную выставку в его честь, но фотографу удалось бежать из плена, так что выставку трансформировали в ретроспективную.
В предисловии к своей книге «The Decisive Moment», обложку которой оформил художник-фовист Анри Матисс, Картье-Брессон написал: «Для меня, фотография – это мгновенное распознание, распознание в долю секунды, значимости события и, в то же время, это тщательная организация форм, которая придаёт данному событию необходимую выразительность». По одной этой фразе можно распознать фотографа-философа, который видел в фотографии инструмент перехода от внешних обликов к самой сути вещей.
На фоне нашей беспрерывной спешки в мире высоких технологий мир Анри Картье-Брессона кажется несколько статичным, иногда даже нереальным. Но кто знает, не был ли этот мир ближе к истокам вечной, ускользающей и неуловимой красоты жизни?
Автор статьи: Карина Потиха