Мир едва ли знал его в лицо, но его слава ширилась по всему земному шару. Он по праву считается отцом репортажной съёмки, так как больше всего в фотографии он ценил естественность и непостановочность. Сама возможность словить тайну жизни, вовремя нажав на кнопку спуска затвора, влекла его к камере. Анри Картье-Брессон. Человек, олицетворяющий целую эпоху в фотоискусстве.

tumblr_mxoykazI3j1qfcql1o1_1280

tumblr_m9c4lqtVNU1qdl9q3o1_1280

Henri-Cartier-Bresson-10-Le-Pont-Neuf-Paris

cartierbresson9

PAR238861

Во время того, как у него брали интервью, он инстинктивно закрывал большую часть лица своими фотографиями. Кажется, будто этим он хотел сказать, что его снимки – это он сам, что они говорят о нём больше, выразительнее, глубже. Выходя на улицу, он брал с собой маленькую камеру, блестящие части которой были тщательно выкрашены в чёрный цвет, чтобы не привлекать к себе внимание. Он был категорически против использования вспышки, которое сравнивал с приходом на концерт с пистолетом в руке. За Картье-Брессоном закрепилась слава человека кроткого и неприхотливого, хотя и обладавшего недюжинным талантом.

Анри Картье-Брессон воспитывался во французской буржуазной семье и с детства был приобщён к искусству. В раннем возрасте он начал заниматься музыкой, фотографией и живописью. Последнюю он считал своим главным увлечением, и на склоне лет фотоаппарату предпочёл кисть.

Sophnos-Greece-1961-cartier-bresson

PAR45080

PAR43605

PAR42251

По мотивам жизни Картье-Брессона можно было бы снять увлекательный фильм, даже несколько фильмов, написать авантюрный роман и получить за него Пулитцеровскую премию. Он учился живописи у кубиста Анри Лота, затем примкнул к сюрреалистическому движению, постулаты которого использовал в фотоискусстве. Позже фотограф получил образование в Кембридже, уехал в Африку, где едва не умер от лихорадки. Объездил бесчисленное количество стран как свободный фотограф и как член содружества фотожурналистов «Магнум фото». Во время Второй мировой войны Картье-Брессон попал в руки вражеской армии и считался пропавшим без вести. В МоМА даже начали готовить посмертную выставку в его честь, но фотографу удалось бежать из плена, так что выставку трансформировали в ретроспективную.

PAR19027

matches-shoes

Henri-Cartier-Bresson-Natchez-Mississippi.-Photograph-1947.-Peter-Fetterman-Gallery

bresson56

В предисловии к своей книге «The Decisive Moment», обложку которой оформил художник-фовист Анри Матисс, Картье-Брессон написал: «Для меня, фотография – это мгновенное распознание, распознание в долю секунды, значимости события и, в то же время, это тщательная организация форм, которая придаёт данному событию необходимую выразительность». По одной этой фразе можно распознать фотографа-философа, который видел в фотографии инструмент перехода от внешних обликов к самой сути вещей.

На фоне нашей беспрерывной спешки в мире высоких технологий мир Анри Картье-Брессона кажется несколько статичным, иногда даже нереальным. Но кто знает, не был ли этот мир ближе к истокам вечной, ускользающей и неуловимой красоты жизни?

br4

246_lg

©-henry-cartier-bresson

Armenia_1972_p148

henri-cartier-bresson-8

Автор статьи: Карина Потиха

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии