В середине декабря в салоне «100% Интерьер» прошла презентация платформы, целью которой является развитие украинского предметного дизайна. Платформа представляет собой комьюнити архитекторов, дизайнеров и других креативных личностей, которые будут обмениваться идеями и опытом, а также производителей, которые будут воплощать в жизнь задуманное. В рамках данного проекта презентацию своей коллекции SUSTAINABLE ORIGINS провела компания FILD, созданная Катериной Федоренко и Денисом Вахрамеевым.

SI: Почему именно сейчас вы решили создать подобную платформу? Для вас кризис — это время возможностей?

Виталий: Для меня кризис — это точка невозврата, а время возможностей – это любое время. Следуя советам мудрых людей, я приучил себя смотреть на жизнь ресурсно, а не оценивающе. Это означает, что я не реагирую на события, оценивая их как «хорошо»  или «плохо», а думаю, что это мне даёт. Я верю в определённую метафизичность этого мира и в то, что этот мир меня к чему-то подталкивает, создавая те или другие ситуации. Мир невозможно понять до конца и к нему нужно быть не критичным, а внимательным. Критичным нужно быть к себе.

Что касается нашей платформы, я думаю, что мысль о том, что нужно что-то менять и о направление этих изменений пришла одновременно в сотни думающих голов. Менделееву пришла система периодизации химических элементов во сне, а сон это разговор с подсознанием. Если ты много работаешь и живёшь чем-то, то однажды приходит идея, и ты видишь единственную возможность делать именно так. Создание подобной платформы связано с тем, что я чувствую большое желание делать что-то своё, чего раньше не делали. Думаю, это связано с тем, что Украина прощается со своей второсортностью и неполноценностью. Раньше я считал, что проще покупать и перепродавать то, что уже хорошо делают европейцы, чем производить собственный продукт. На сегодня чувство собственной идентичности, особенно у дизайнеров и людей, связанных с творчеством, действительно очень сильно и мы начинаем создавать абсолютно своё, а не копировать чужое. А если есть такое желание создавать, то должна быть и площадка, где люди смогут обмениваться идеями, желаниями, решениями и мнениями. От такого обмена выигрывает каждый, ведь информация – уникальная вещь, которая от обмена лишь мультиплицируется. В современном мире бояться делиться информацией из-за конкуренции – глупо, так думают только те, кто однажды изобрели что-то вроде песни «Jingle bells» и планируют жить на роялти за неё всю жизнь. На сегодня большие компании, в основном, не патентуют собственные изобретения, так как их всё равно украдут, а доказать это крайне тяжело. Изобретать и придумывать нужно постоянно и если ты умеешь это делать, этические рамки просто не позволять тебе воровать идеи. Первичное здесь не деньги, а самореализация.  Если ты чувствуешь наполненность от того, что создаёшь, то точно получишь деньги. Деньги – это проверочное предложение и если твоя девушка говорит,что ты сделал грандиозные вещи, но их не покупают — значит она любит тебя больше,чем твои клиенты. Клиенты голосуют кошельком. Дизайн – это не искусство, которое должны будут понять следующие поколения, его должен понять потребитель уже сегодня.

SI: Как формируется ваша платформа?

Виталий: Талант ребят, с которыми мы работаем, был ранее направлен на создание интерьеров, так как это оплачивается, либо, по той же причине, на графический дизайн. А вот рынок предметов интерьера был вторичен и не имел достаточных правил игры, а в существующих правилах был целый ряд ошибок. Когда правил игры нет или они ошибочные, то и игры нет. Я потратил определённые усилия и время, чтобы разобраться в правилах игры и люди, создающие что-то их одобряют, а значит информация разойдётся и правила установятся.

В рамках нашего проекта обмениваться идеями могут архитекторы и люди из любой сферы дизайна — графического, ландшафтного, фэшн, ведь сейчас талантливые люди часто переходят из одной области в другую. Сегодня дизайн продаёт всё: книги, музыку, еду, интерьер.

Виталий Ивахов

SI: Есть ли определённая процедура для того, чтобы стать участником вашей платформы?

Виталий: Наша платформа – коммуникационное формирование, в ней нет чёткой процедуры. Если говорить о трёх таких стадиях как идея, проект и пилотный образец, лучше, конечно же, иметь проект. Идея – это  просто мысль, а создавая проект, продумывается фокус, образ клиента, материал изделия (ведь индустрия обрабатывает материал, создавая форму), ценовые рамки и стилистическое описание.

Дэн: Наличие проекта означает, что человек уже поработал над идеей. Последняя ведь может оказаться нереальной в исполнении, очень дорогой ил же чем-то, что скорее можно назвать искусством, а не предметным дизайном.

Катерина: Проделав работу над проектом, человек доказывает серьёзность своих намерений, чего зачастую и не хватает многим. Они загораются, делают первые шаги и останавливаются. Это даже нельзя назвать амбициозностью, а скорее ответственным отношением к делу. У нас колоссальное количество идеологов, но не так многие доходят до реализации своих замыслов.

Виталий: Проект имеет конкретные параметры, которые можно критиковать, идею же критиковать нельзя, ведь критикуя её, ты критикуешь автора. На сегодня из принесённых проектов, я, как человек, ориентирующийся в предметном рынке, забракую 9 из 10-и изделий. Причина в том, что многие из них не очень опираются на потребность, не совсем точно знают предметный рынок, ведь не нужно придумывать то, что уже кто-то делает и делает хорошо, нужно придумывать то, чего не хватает. Дизайн – это красивый ответ на потребность, которой до вчерашнего дня не было. Каждое изделие должно быть оправдано, если же ты что-то сделал только потому, что не знал, что это уже кто-то делает, то ты сделал это зря.

SI: Можно ли уже сейчас оформить интерьер исключительно украинскими предметами дизайна? Как заказчики реагируют на работы украинских дизайнеров?

Виталий: Безусловно можно. В наших реалиях просто хорошие вещи большому сегменту рынка не подходят. Существует важнейший параметр, о котором никто не говорит, но он всегда между строк – цена. Это рамки, за которые нельзя выходить. Сегодня украинскому предметному дизайну не хватает продукта, который был бы в украинских финансовых реалиях, с украинской идентичностью, и я не говорю об орнаментах и вышиванках. Украинский стиль жизни не такой как итальянский, немецкий или скандинавский, а значит и предметы, обеспечивающие качество жизни, должны быть другими. Человек, имеющий талант, воображение и образование это поймёт и создаст правильный продукт.

Гордость за продукт украинских дизайнеров, действительно, появилась и это «украинскость» не как национальность, а как принадлежность. Многие европейцы отмечают, что мы стали более объединёнными. Архитектура всегда была важнейшим языком ещё до книг. Дизайн – это элементарная частица архитектуры и он обязан запечатлеть момент. Украина родилась как верящая в себя страна и это не самоуверенность. Энтузиазм рождается от веры в себя, продукт и страну. Мы поездили по миру, посмотрели и поняли, что можем создавать свой продукт и никто нам не сможет сказать, что он хуже. Сейчас фокус украинских производителей должен быть направлен на украинских потребителей, но я верю, что вскоре предметы дизайна от наших дизайнеров будут продаваться и за границей.

SI: Как вы оцениваете украинское образование в области дизайна?

Виталий: Учиться нужно всегда. Нельзя научить, можно только научиться. Важно понимать к кому ты идёшь учиться, ведь преподаватель должен гореть и жить своим предметом, а не вещать.

Я сам не учил архитектуру и дизайн, но потратил много времени на изучение, кроме точных, также философских и психологических наук. Дизайн – это во многом философская, социальная и психологическая область.

Катерина: Стремления обычно рождают результат. Если человек уже двигается в определённом направлении, то к нему притягиваются правильные люди. Но заслужить доверие, расположение и уважение человека, который может поделиться с тобой необходимыми  знаниями тоже нужно.

Виталий Ивахов

SI: Поговорим о компании FILD. Катерина, как произошёл ваш переход из сферы фэшна в предметный дизайн?

Катерина: В моей жизни происходили определённые события, вместе с которыми появился опыт в конкретной деятельности. Я бы назвала это взрослением, осознанностью и духовным ростом. К сожалению, фэшн и моделинг были моими направляющими в течении очень долгого времени. Меня всегда возмущал принцип сезонности, когда каждые полгода ты создаёшь всё новые и новые коллекции, которые нужно успеть продать  и постоянно работаешь на потребительскую жадность индустрии. Я не понимала, почему хорошие, интересные вещи должны жить всего полгода. Дизайнер Джордж Нельсон создал для компании Vitra легендарный стул в 1955 году и эта вещь актуальна уже больше 50-ти лет.

Я успела поработать в разных областях: моделинг, стайлинг, организация, ведение и курирование собственного бренда, сотрудничество с украинскими дизайнерами. Всё это занимало очень много времени и в какой-то момент я не увидела смысла в происходящем. Узнав фэшн снаружи и изнутри, я для себя сделала осознанный выбор больше не быть его частью и не поощрять эту систему. Также на меня повлияло определённое общение  с людьми, зацикленными только на своём внешнем облике.

Дэн: Последнее особенно ощущалось во время поездки в Нью-Йорк, а именно Хэмптон, где люди по 12 лет носят одну и ту же одежду. Для них это не важно, у них совсем другие ценности и приоритеты.

Катерина: Когда началось развитие моего духовного пути и изучение ведической культуры, приобретая всё больше знаний, я выбрала  для себя подходящий вид деятельности. Согласно ведам, любая деятельность либо разрушает, либо развивает, нейтральной не существует. Так после закрытия магазина L`UVE мы буквально через 4 дня уехали в индийский ашрам в Гималаи. Всё это произошло очень своевременно и, безусловно, не случайно. Я наконец посвятила время себе и впервые с 15-ти лет полгода не работала.

FILD

SI: Как долго зарождалась идея создать проект FILD?

Дэн: Я с 2012 года работал с интерьерами и мы всегда сталкивались с проблемами, когда понравившееся нам предметы не вписывались в бюджет, а те что вписывались были не совсем хорошо с эстетической и функциональной стороны. Нам не попадались заказчики, готовые отдать любые деньги за отдельные предметы и это хорошо, так как мы тоже не поощряем подобные траты.

Занимаясь интерьерами, мы поняли, что что-то дорого заказывать из Европы, что-то нужно долго ждать, где-то не хочется повторяться. Тогда, глядя на конкретный интерьер, у нас начали рождаться идеи. Так полки из нашей первой коллекции мы сделали для маленькой квартиры нашего друга, у которого очень много книг. Тогда мы сделали из цельных листов металла 5-ти метровую полку на всю стену. Для того, чтобы создавать предметный дизайн ты должен быть уверен, что он может серийно повторяться, но не обязательно тысячами и миллионами. Если же ты создаёшь что-то для заказчика в единственном экземпляре, то это больше предмет искусства, который неповторим, нежели предмет дизайна.

Создавая мебель, мы хотели, чтобы покупатель имел адекватную альтернативу дешёвому Китаю и дорогому итальянскому салону. Это должно быть что-то не среднее и качественное от украинских дизайнеров. Плюсом также является возможность пообщаться непосредственно с дизайнером, попросив исполнить изделие, скажем, в другом цвете и вам не придётся, как на заводе, платить за это лишние деньги и дольше ждать. И этот продукт далеко не низкого уровня, ведь дизайн – это определённая эстетика. Я считаю, что дизайн должен быть не только функциональным, ведь если бы все вещи были только функциональными, то они бы  все выглядели одинаково. Дизайн – это нечто, совмещающее удобство и красоту.

Катерина: Когда тебе не всё равно как спать, чем питаться и у тебя осмысленный подход к своему телу, здоровью и окружению, то возникает логичный вопрос эстетики на уровне определённой осознанности. Мебель, как и вещи, должна служить и быть практичной и выполненной в красивой, аккуратной эстетике. Так, думая над названием нашей коллекции, мы хотели чего-то основательного, поэтому выбрали SUSTAINABLE ORIGINS, рассчитывая на то, что наши предметы дизайна будут долговечны и даже будут передаваться из поколения в поколение.

Катерина Федоренко

SI: Насколько сложно в Украине найти хорошего производителя?

Дэн: Самое сложное в Украине – это производство. Мы делали лампу 4 месяца не потому, что работали над текстурой, формой, цветом и прочим, а потому что воевали с производителем. Большинство производителей не готовы делать один пилотный проект, потому что им это не выгодно, им нужен тираж. А мы не можем себе позволить тратить такие деньги на стадии разработки. А компромиссы относительно качества для нас недопустимы. Сейчас уже ребята, с которыми мы работаем по металлу, увидев фотографии готовых изделий, с большим энтузиазмом относятся к последующим проектам и если они раньше они говорили: «Мы не можем это сделать», то теперь, увидев результат, говорят: «Мы попробуем».

Катерина: Интерес и энтузиазм со стороны производителей очень важен, когда они видят результат, особенно уже в интерьере, то начинают ощущать себя полноценной частью проекта. Сейчас производителям становится всё более интересно не просто заработать, сделав безвкусный продукт большим тиражом, но и самореализоваться. Так принцип платформы, о которой мы говорили с Виталием, именно в том, что производители должны сами подтянуться к интересным проектам.

Дэн: В Украине ещё не так многие заказывают себе дизайн интерьера, кто-то не может себе это позволить, а кто-то считает, что может обойтись своими силами. Поэтому отсутствие широкого рынка производителей современного продукта, а не копирование стиля рокко-барокко, связано с отсутствием спроса на него. Украинский потребитель ещё не сформирован.

SI: Многие говорят, что в предметном дизайне всё начинается со стула. Расскажите о созданном вами?

Дэн: Нам нравится соединение модерна, лофта и классики, когда интерьер чистый, но с интересными акцентами. Мы хотели, чтобы стул был массивным, но в то же время тонким и нежным. Чтобы создать стул или диван, нужно хорошо разбираться  в эргономике, а так как я – перфекционист, то никогда не поставлю на поток изделия, если точно не буду уверен в их качестве и долговечности.

Катерина: Мы назвали этот стул «антивандальным», потому что если он будет стоять в баре, то во время драки поднять его не смогут, зато смогут в него спрятаться.

SI: Чего в будущем ждать от FILD?

Дэн: Сейчас так совпадает, что интерьерные проекты, которые мы делаем, пересекаются с разработкой коллекции. Мы недавно создали авторский стол для дома, над которым работаем, который, возможно, станет серийным. В планах также создание других столов и осветительных приборов, которые мы, конечно же, будем использовать в своих интерьерных работах.

Мы также занимаемся разработкой лого и других составляющих брендинга. Нам очень нравится, когда люди приходят за логотипом, а заканчивают интерьером. Это даёт возможность дизайнеру выдержать всё в одной стилистике.

Катерина: Также в феврале будем представлять нашу компанию на Stockholm Design Week, а в марте организовываем Kyiv International Furniture Forum, где представим уже новые предметы дизайна.

FILD

IMG_6459

IMG_6456

IMG_6491

IMG_6455

SI: Планируете ли вы открывать собственный магазин?

Катерина: Мы хотим, скорее, создать рабочее пространство, куда бы приходили люди и делились своими идеями, создавали коллаборации. Такие мысли уже запущенны в космос и надеемся в ближайшее время найти и партнёров и подходящую локацию.. Наша цель – развиваться совместно с другими людьми, мы хотим создать творческую дружескую атмосферу, а не агрессивную конкурентную среду. Здравая конкуренция способствует развитию рынка. Мы не воюем с другими дизайнерами за 200 богатых клиентов, у нас абсолютно другая политика и видение. Мы занимаемся дизайном не ради денег и убеждены, что делая что-то от души, качественно, посвящая этому своё время, это обязательно воздастся. Безусловно, мы делаем это разумно, но тут важна приоритетность. Наш стиль жизни предусматривает приносить пользу людям, развиваясь духовно и здраво материально, ведь ты не заработаешь денег больше, чем тебе положено судьбой, без вреда здоровью, общению и отношениям.

Катерина Федоренко

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Юлия Романовская

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии