Яна Червинская – молодой украинский дизайнер, победитель конкурсов Bazaar Fashion Forward и BE NEXT Art Fashion Design Contest, успевшая представить свои коллекции на MBKFD и UFW. Style Insider расспросил Яну о вдохновении, пошлости и сотрудничестве с другими дизайнерами.

SI: Яна, вы закончили КНУТД по специальности «Дизайнер одежды». Расскажите, как готовят дизайнеров, и помогает ли диплом в карьере?

Яна: На мой взгляд, это один из лучших университетов в Украине. У него хорошая базовая академическая подготовка, до того момента, пока в последние годы не стали внедрять болонскую систему обучения, была очень сильная школа — советская, но с очень  правильным позиционированием дизайнера, с чётким представлением о том, что такое композиция костюма, правильная конструкция, посадка по фигуре, как можно не только нарисовать эскизы, но и воплотить их в жизнь. У большинства преподавателей московская школа, поэтому они, действительно, сильные и качественные специалисты в лёгкой промышленности, многие из них работали в домах моделей в Москве или Киеве. Это легендарные люди, выпустившие не одно поколение дизайнеров, начиная от Андре Тана и Лилии Пустовит, заканчивая более молодыми – Сашей Каневским, Машей Ревой и Ясей Хоменко. Помимо КНУТД, есть львовская и харьковская школа, но у них совсем другая специфика, более национальная.Учебный план для подготовки дизайнероввключает в себя такие предметы, как философия, этика, эстетика и прочие, которые можно встретить и в обычном вузе, но помимо этого, есть очень много специальных предметов – композиция костюма, дизайн, графика, живопись. Всё это помогает развить в себе не только творческую единицу, но и понять, как можно интегрироваться в процесс дизайна и раскрыть свои способности в наиболее правильном русле. Для меня эти 5 лет стали той базой, благодаря которой я сформировалась как дизайнер, под влиянием определенных людей и условий, пусть и не идеальных. В Украине есть ряд проблем в сфере образования, которые необходимо решить – материальная, научно-техническая база и сама специфика обучения требуют модернизации, но не смотря на всё это у нас масса интересных, самобытных и талантливых дизайнеров.

SI: Не возникало ли у вас желания продолжить образование за границей?

Яна: У меня были маленькие шансы учиться за границей, например в Лондоне, где я два раза была на кратких курсах. Это совсем другой опыт, раскрывающий тебя с новой стороны,  и с тобой за это время происходит некий коллапс, который в принципе не постиг бы тебя в украинском вузе. Сталкиваясь с абсолютно другими условиями и подходом к образованию, ты начинаешь мыслить иначе и генерировать не свойственные тебе идеи. Для меня это был довольно сложный опыт, и каждый раз по приезду в Киев, я меняла свои взгляды на моду и дизайн. Учёба в, к примеру, London College of Fashion– это путёвка в другой мир, где ты оказываешься в абсолютно незнакомых условиях, и перед тобой ставятся мульти-задачи. Во время кратких курсов, на которые я поехала от журнала Harper’s Bazaar Ukraineв сентябре пришлого года, мне посчастливилось попасть на курс с кейсовым методом обучения. Нам давали информацию по Chanel, Gucci, Ferragamo и прочим мировым брендам, анализ их маркетинговых структур, поэтому пришлось за краткий срок освоить множество новой информации. Принцип обучения был построен на групповой работе, где у каждого участника была своя зона ответственности, но в итоге нужно было сделать качественный проект в общей концепции. Я отвечала за дизайн, но также по ходу обучения вникала в то, что делали другие студенты. У нас получился объёмный проект, который не только был довольно инновационным, но и правильным с точки зрения рынка и бизнес-стратегий. Было очень интересно.

Яна Червинская

SI: Вы работали ассистентом у достаточно известных украинских дизайнеров (Лилия Пустовит, Наталья Каменская и Олеся Кононова, Саша Каневский). Что дал вам этот опыт?

Яна: Я считаю, что это очень важный этап для дизайнера, который у меня длится по сей день, так как сейчас я работаю ассистентом дизайнера в бренде ELENAREVA. Всё это очень ценная школа, ведь я имею возможность наблюдать развитие успешного бренда. Когда я стажировалась у Саши Каневского, мне было безумно интересно понять, как нужно делать правильную мужскую моду, исследовать необычный урбанистичный крой и самобытную стилистику. Если ты работаешь на дизайнера с именем и своим чётким позиционированием, то можешь изнутри увидеть, как грамотно подобрать команду,  распределить функциональные обязанности и организовать деятельность на всех этапах производства, начиная от рисования эскизов, через конструкцию к готовым изделиям.

SI: Ваша последняя коллекция на UFW «Алиса в стране чудес» — достаточно смелое решение, однако вы называете её «коммерческой». В будущем вы планируете создавать одежду для широкой аудитории, или нечто в стиле коллекции «Чудовище», с которой вы победили в конкурсе BE NEXT?

Яна: Как бы это парадоксально не звучало, самые неносибельные вещи уже куплены, все эти меховые платья, огромные расшитые пальто, футуристические сапоги, их уже носят люди,  и я каждый раз не перестаю удивляться, когда довольные покупатели присылают свои фото в моих самых безумных вещах. Создавая ее, я понимала, что она яркая, вызывающая, сложная и некоммерческая, поэтому сделала её «демократичную версию», которую и показала на Украинской неделе моды. Мне безусловно хочется, чтобы моя одежда оживала на людях, рассказывала свою историю в новом контексте, начиная своеобразный диалог между дизайнером и потребителем, хочу раскрыть этот секрет «потребления» и сделать что-то коммерчески успешное.

SI: Вы победили в конкурсах Bazaar Fashion Forward и BE NEXT. Как подобные победы и награды помогают в карьере дизайнера?

Яна: У нас в Украине есть два очень важных конкурса – «Bazaar Fashion Forward» от журнала Harper’s Bazaar и «Погляд у майбутнє» от Ukrainian Fashion Week, победы в которых дали мне множество возможностей и помогли показать себя украинской аудитории. На мой взгляд, начинающему дизайнеру нужно пробовать участвовать во всевозможных конкурсах, и в украинских, и в зарубежных, потому что после них у тебя меняется видение моды и появляется некое позиционирование себя, а благодаря критике членов жюри включается понимание, в правильном ли направлении ты двигаешься.

SI: Помните ли вы первую вещь, которую создали? Что это было?

Яна: На первом курсе в университете мы с одногруппницей решили участвовать в традиционном для КНУТД конкурсе «Сузір’я Каштан». В канун Нового Года все студенты должны представить своё видение новогоднего бала или сказки. В конкурсе было несколько номинаций, мы  почему-то подали заявку в «Авангард» и создали очень специфическое платье. Всё было очень кустарно и некрасиво, но тогда мне казалось это просто вершиной умений. Плетеное из железа и каких-то проволок красно-синее футуристическое платье, помню его как сейчас, очень странное решение во всех отношениях.

 Яна Червинская

SI: Кого вы можете выделить из украинских и зарубежных дизайнеров?

Яна: Из украинских дизайнеров мне очень нравится то, что делает Саша Каневский, Лилия Литковская, Яся Хоменко, Дина Линник, Маша Рева. Из зарубежных мои любимые бренды – это Meadham Kirchhoff, Celine и MaisonMartin Margiela. Мне сложно сказать, что я люблю, ведь в каждой коллекции можно найти что-то очень интересное и самобытное, так как туда вложен труд и усилия множества людей. Иногда смотришь коллекцию Gucci и думаешь, какие необычные материалы, или тот же Roberto Cavalli, которого мало кто любит, потому что у него все так гламурно и роскошно, но там тоже можно найти  композиционные находки — сочетание тканей, безумный принт, пантеры и тигрицы, которые на подиуме – это всё может быть. Мне кажется, в дизайне нет никаких табу и любая вещь найдёт своего покупателя.  Не смотря на то, что я люблю всё изобильное, сегодня мне нравится чистый и лаконичный дизайн, возможно, я бы назвала своим любимчиком Rick Owens и его потрясающую команду-семью.

SI: Есть ли в планах совместное сотрудничество с другими дизайнерами или брендами?

Яна: Сейчас я работаю у Елены Ревы и это, безусловно, и является той совместной работой двух дизайнеров, которую можно назвать сотрудничеством. Я открыта ко всем коллаборациям, но пока что у меня не было такого опыта.

SI: Чем вы вдохновляетесь?

Яна: Это, кстати, интересный вопрос, потому что недавно меня вдохновлял trendbook, который не очень-то способствует вдохновению, так как предлагает готовые шаблонные тренды, которым нужно бы следовать. На прошлой неделе меня вдохновила передача «Ленин-гриб»,  я пыталась изучать тему медиа-вирусов, которую неожиданно обнаружила, послушав потрясающего питерского музыканта Сергея Курехина, творившего в 90-е годы. Одним из самых странных и интересных его проектов была передача «Ленин-гриб» — первый в России медиа-вирусом. На протяжении всей передачи научно доказывалось, что Ленин – это гриб, и после её просмотра многие люди были уверены, что это чистая правда, так как предоставлялись обоснованные доводы, например что мозг его подобен грибу и он не может не быть грибом. Для меня это стало откровением, я потом довольно долго искала материалы на эту тему, желая узнать, почему же Ленин-гриб, откуда эта теория появилась, ведь это сущее безумие. Мне нравится что-то парадоксальное, если я вижу на улице какого-то нищего, спящего с собакой или странную пару — не могу забыть их полдня. Люблю всё, что отталкивает или вызывает какую-то эмоцию, очевидно уродливые вещи или что- то непристойно грязное. Та же передача «Ленин-гриб» – это просто абсурд, я понимаю, что за этим всем ничего не стоит, но сам посыл очень интересный. Из постоянных источников вдохновения – походы в музеи, современное искусство, или несовременное, очень люблю классику, и если мне совсем ничего не хочется, можно посмотреть репродукции Серова и мир станет намного приятнее. В определённое время года, независимо от обстоятельств, я перечитываю книгу «Голод» и «Выше стропила, плотники», просто чтоб быть уверенной в неизменности главных персонажей.

 Яна Червинская

SI: Какой вы представляете девушку, которая носит вещи от Yana CHERVINSKA?

Яна: Это бывают настолько разные люди — сейчас, в период глобализации и стирания образцов, морального обнищания и экстремистских взглядов, мне кажется, нет чётких образов. Все те вещи, которые создаются, передают эстетику и ДНК бренда, но их может надеть любая девушка. Я могу представить в Cavalli и себя, и свою лучшую подругу и какую-то жрицу любви. Для меня потребитель – это что-то абстрактное, сейчас дизайнеры уже отходят от того момента, когда можно чётко охарактеризовать свою героиню. Долой штампы!

SI: Вы побеждали во многих конкурсах, представляли свои коллекции на UFW и MBKFD. Какая следующая ступень?

Яна: Я пытаюсь жить сегодняшним днём и не заглядывать в будущее, это некие сакральные вопросы. На данном этапе я пытаюсь отсечь ненужные амбиции и стремления. Наверное, есть определенная кривая, которая олицетворяет жизненные циклы каждого человека. Сейчас мне сложно понять на каком этапе я нахожусь, чтобы решить на какую именно ступень шагнуть.

SI: У каждого дизайнера есть свой особый стиль и почерк. Как вы можете охарактеризовать стиль бренда Yana CHERVINSKA?

Яна: Мне ближе дизайн, в котором нет предсказуемости, нет желания делать из сезона в сезон что-то для одного потребителя, меняя лишь цветовую гамму и конструкцию воротничка. В этом плане мне нравится наблюдать за  диаметрально противоположными коллекциями Лары Квинт, когда чистая, лаконичная и выдержанная коллекция «Bushido» соперничает с яркой «ESC» – взрывом цвета, формы и фактуры, создавая абсолютно другое виденье бренда. Это такие прыжки твоего развития, когда ты из себя пытаешься извлечь максимум. Я не думаю, что у меня есть определённый стиль. Если следить за моими коллекциями, каждая из них может быть по-своему интересна и не интересна, и нет ничего зазорного, если следующую я сделаю из чёрного шифона. У меня нет никакой привязки к уже существующим стилям, более того, они сейчас так смешались, что не осталось ни одного чистого. Всё, что сейчас актуально – это безумный синтез, эклектика или такой жуткий микс, что диву даёшься.

 Яна Червинская

SI: Что для вас пошлость?

Яна: Это понятие, которое чаще всего подвергается переоценке. Для меня не существует ничего пошлого. Если тебе в этом комфортно, это не пошло. Недавно видела девушек, которые были очень интересно одеты. Одна из них была в высоких ярко-красных замшевых ботфортах на 12-ти сантиметровой шпильке, в белом вязаном платье, на котором были вышиты розовые розы из розово-красной норки, это всё было так дико, но, несмотря на это, очень красиво. По-своему изумительно красиво. Да, безусловно, она пошлая — выбеленные волосы, гигантские ногти, но эту женщину интересно рассматривать, думать почему она так оделась, что заставляет носить её именно это? Называть что-то пошлым – ханжество. Пошлость только в тебе самом, мне кажется, что в отношении пошлости можно быть на грани неё, и немножко за.

SI: Сейчас всё более популярными становятся модели Plus-size. Как вы относитесь к данному явлению и могли бы представить, что такие модели участвовали в вашем показе?

Яна: У меня очень чёткое понимание этой проблемы, потому что на прошлое Рождество я пересмотрела фильмы, советскую классику – «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» — и все главные героини безумно красивы, хотя явно не соответствуют современным стандартам. Мне нравятся пышные формы и здоровое человеческое тело. Пропаганда того образа женщины, который культивируется в медиа и моде последние 20-30 лет – это не есть здорово, потому что именно он провоцирует женские нервные расстройства и психоз. Слишком много сейчас уделяется внимания культу тела и здорового образа жизни. Все духовные, а также телесные практики, якобы способствующие похудению, укреплению здоровья и улучшению себя – это всё уже нездорово, потому что человек не должен уделять столько внимания телесной оболочке. Я бы хотела сделать показ только для моделей plus-size,которые не обременены мечтой об идеальном теле, это было бы интересно.

SI: Расскажите про мудборд вашей коллеции?

Яна: Я создавала её больше года, поэтому research у меня был сделан основательный. Первоначально я выбрала викторианскую эпоху и творчество прерафаэлитов, что послужило подтемой коллекции. Кроме этого были отдельные источники вдохновения – стимпанк, творчество Уильяма Морриса, модернистское искусство, которое зародилось в Англии и потом послужило толчком для развития модерна в других европейских странах. Основным источником вдохновения были прерафаэлиты и вся немного упадническая, символическая эстетика. При всей английской закрытости, именно эта культура спровоцировала феномен, когда из страны без каких-то особых моральных и культурных устоев, Англия при королеве Виктории стала образцовой страной, с определёнными устоявшимися эстетическими взглядами и культурой, которая прослеживалась во всём, начиная от ведения быта, заканчивая искусством. На фоне этого очень интересно себя проявили прерафаэлиты, как авангардное течение и носители абсолютно других взглядов, более свободных, раскрепощённых и, можно сказать, даже распущенных.

Яна Червинская

SI: Чего, по вашему мнению, не хватает украинской моде на данном этапе развития?

Яна: Я думаю, что всем дизайнерам, особенно молодым, не хватает хорошего финансирования, качественных материалов, практически невозможно за адекватную цену передать свой заказ покупателю, не боясь материальных потерь. Явно не хватает более альтернативных площадок, помимо основных Недель Моды, культурных мероприятий и специализированных библиотек . В такой сложный для нашей страны период очень показательным являются проекты подобные тому, как сделала Юля Паскаль с мануфактурой «Швец». Я очень надеюсь, что эта инициатива перерастёт в целое движение, потому что именно на таких маленьких фабриках можно недорого отшить заказ и быстро сделать нужные образцы. Это значительно облегчает участие дизайнера в процессе.

Автор статьи: Анастасия Айсина

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии