Википедия раскрывает понятие «литография» как способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу, а оттиск получается с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря обработке, приобретает свойство на отдельных участках принимать литографскую краску. Людей, занимающихся литографией, в Украине не так много. Графика, в целом, всегда уступала живописи, так как именно последняя продаётся лучше.

Литографская мастерская «30» существует чуть больше года. Её основали и в ней работают 4 друга: Алиса Долганникова, Нина Савенко, Тарас Коблюк и Алексей Никитин. Все они вместе учились графике в издательско-полиграфическом институте при НТУУ КПИ.

литографская мастерская "30"

Литографская мастерская в институте появилась как раз, когда ребята сдавали зачёты и могли выбирать технику, в которой выполнить работу по графике. Из обязательных техник были офорт и линогравюра, а вот литография не была популярна. Всем это казалось неинтересным и сложным, ведь камни очень тяжёлые и требуют долгой шлифовки. Ремонт в мастерской ребята делали сами, а литографский станок нашли преподаватели через Союз художников.

Литографии не был посвящён специальный курс в институте, поэтому, когда в мастерскую завезли краску и камни, ребята учились всему сами методом проб и ошибок. Их учебное пособие состояло из советов преподавателей, видео уроков на ютьюб и советов лаборанта. В целом, в литографии — сколько мастеров, столько и техник.

После окончания института ребята уже не могли работать в мастерской при нём и решили создать свою собственную. Она получила название «30», так как именно под 30-ым номером и была аудитория в институте, где находилась литографская мастерская. Создав страничку в фэйсбуке и получив первые положительные отзывы, ребята поняли, что людям литография интересна и стоит продолжать этим заниматься. Помимо литографии ребята также занимаются офортом и линогравюрой.

Найти в Украине литографский станок оказалось настоящей проблемой. Первый станок был совсем маленький, который служил для домашнего пользования и печатал формат А3. Позже появился станок для линогравюр и офортной печати. Как оказалось, литографский станок, стоявший в институте, и был тем единственным в Украине, поэтому ребята заказали станок в Польше у мастера, который с 1989-ого года делает станки на заказ.

В целом, для занятия литографией абсолютно всё приходится покупать за границей. Там через интернет можно найти абсолютно всё: камни, станок, краску, а в институтах есть специальные курсы по литографии, где каждому студенту на занятии предоставляют свой станок и камень. Заниматься же линогравюрой в Украине намного проще, чем литографией, ведь и краску и линолеум можно легко приобрести в любом магазине.

Самой большой сложностью на сегодня является приобретение камней для литографии. Ребята же до последнего надеются найти их в Украине. Нужные камни – это твёрдый известняк. В мире есть всего два месторождения этого камня – Бавария и Грузия. Раньше эти камни использовали для офсетной печати, но из-за сложностей в печати и транспортировке их заменили пластинами. Камни же остались лишь для творческого выражения художников.

Ребята поделились нами основными моментами создания линогравюры и литографии. Чтобы создать линогравюру шлифуется линолеум, рисуется эскиз и специальными резаками вырезаются пробельные элементы (элементы, которые останутся белыми), а разными способами штриховки передаётся тон, текстура, фактура и плановость. После этого краской для офсетной печати линогравюра накатывается и печатается на офортном станке. При печати делаются очень много оттисков и нужно наблюдать за каждым из них, это очень щепетильный момент. Если же бездумно катать краску, то все оттиски будут разные и некрасивые. Поэтому процесс создания линогравюры очень тонкий.

2F8A2714 (1)

литография

1

литография

При создании литографии на камне рисуется то, что будет печататься, а не пробельные элементы. Принцип создания литографии на камне такой: создаётся изображение, обрабатывается присыпкой талька и канифоли, а потом камень травится и вся сложность заключается в том, что рисуют на камне разными материалами и травить их, чтобы создать водоотталкивающий слой, тоже нужно по-разному. При это ребята создают свои работы безхимичным способом. Необходимо обладать определённым опытом, знаниями и даже удачей, тонко чувствовать процесс, чтобы получить определённое количество оттисков, которые будут нравиться. И так как камень не искусственный, а живой с каменоломни, каждый из таких оттисков получается разный. С опытом ребята поняли, что у абсолютно каждого камня свои собственные свойства.

Изначально, мастерская создавалась под хобби ребят. Но со временем они, совместно с художницей, провели выставку, а сейчас к ним поступают множество предложений по сотрудничеству: от продажи работ на аукционах, до создания принтов для футболок.

литографская мастерская "30"

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ольга Иванова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии