Однажды, в 2003-ем мне позвонил давний знакомый и попросил порекомендовать кого-то очень ответственного на должность ассистента продюсера в, по его словам, «самый крутой продакшн Украины». Я тогда плохо понимала, что такое продакшн, а понятие «продюсер» было очень размытым и не имеющим контуров. Мне тогда казалось, что продюсер — это человек занимающийся всем. В то время я работала в медийном бизнесе, рекламные ролики для нас существовали в формате огромных стопок  BETАCAMов (такие кассеты) и мы не очень-то любили креативные агентства и продакшны за то, что они часто передавали материалы не вовремя, из-за чего приходилось долго и нудно договариваться с каналами.

Для себя я такую возможность не рассматривала — мне совершенно был непонятен этот бизнес, и я была сотрудником сетевого рекламного агентства, что в те времена было очень круто. Я тогда порекомендовала свою подругу, с которой мы учились вместе в институте.

Речь шла о компании Radioaktive Film. А моя подруга работает там вот уже более 10 лет и каждый раз при встрече говорит о том, что Бог послал ей лучших боссов в мире. Дарко Скульский и Роман Киндрачук – пожалуй, одни из самых известных людей в рекламной тусовке, а Radioaktive  Film – единственный продакшн-хаус, обладающий заветными статуэтками Cannes Lions.

Radioaktive film

Дарко Скульский

1. Вы оба — этнические украинцы, но родились в Америке и являетесь гражданами США. Как вы познакомились и оказались вместе в Украине?

Дарко: Мы знаем друг друга с 4-ёх лет.

Роман: Вообще-то с 6-ти – не нужно преувеличивать. Мы вместе ходили в Украинскую школу в Филадельфии каждую субботу до 16-ти лет, а потом разбежались по разным колледжам, университетам и какое-то время не виделись.

Дарко: Где-то в 1996-ом мы случайно наткнулись друг на друга в одном из баров Киева, и так и ходим по киевским барам вместе вот уже почти 20 лет.

2. Почему вы решили открыть продакшн-хаус? Тогда, у так называемых экспатов, были огромные возможности в корпорациях – можно было смело стать в 25 крупным топ-менеджером в компании вроде Philip Morris.

Роман: Абсолютно точно. В 1998-ом году я как раз работал бренд-менеджером международных брендов в компании British American Tobacco в Киеве. А Дарко работал в только открывшемся офисе агентства Leo Burnett Kyiv. Тогда это был период зарождения рекламного рынка, того, который мы видим сейчас. Росли локальные бизнесы, появлялись крупные международные компании, а вместе с ними и потребность в съёмках роликов для украинского рынка. В то время такие услуги не предоставлял никто и клиенты были вынуждены летать в Москву или, например, Румынию, что было очень неудобно и дорого. Тогда именно в этом мы увидели возможность для себя. Нашим первым украинским клиентом стала компания Golden Telecom (один из крупнейших мобильных операторов). Мы сделали этот проект, с тогда еще молодым арт-директором агентства JWT, Женей Каминским (сейчас он креативный директор сетевого агентства Think!).

Дарко: Но нашей самой первой работой был музыкальный клип для немцев.

3. Выходит, вы занимаетесь не только съёмками рекламы?

Дарко: Наш основной бизнес – это, конечно, реклама, но мы часто снимаем музыкальные видео и даже полнометражные, и документальные фильмы. Все эти процессы очень разные. Реклама отличается тем, что часто в 30 секунд нужно уложить историю полнометражного фильма – в этом основной трюк. Благодаря нашему интересу ко всем видам продакшна нам удалось поработать с такими звёздами мировой величины, как: Gerard Depardieu, Antonio Banderas, Jean Dujardin, Basement Jaxx, Natalie Imbruglia, Emir Kusturica, а также с несколькими известными голливудскими режиссерами: Martin Campbell («Casino Royale»), John Hillcoat («The Road»), Tony Kaye («American History X») – это только те, кто сейчас пришли в голову.*

4. А есть проект, который можно назвать самым крутым за 15 лет?

Дарко: Наверное, нечестно будет назвать только один проект. Их действительно много. Можно просто зайти на сайт и посмотреть, всё, чем мы занимались эти 15 лет. По крайней мере лучшее.

5. Продакшн, как и концертный бизнес, ввиду работы в нём большого количества разных людей, и возникновения часто очень нестандартных задач, наверняка богат на всякие байки и смешные истории. Случались ли такие?

Роман: Большую часть из таких историй неприлично рассказывать и, тем более, публиковать. Думаю, коллеги нас точно поймут. А те, кому интересно узнать – добро пожаловать в продакшн на работу. Бывает очень весело.

6. Тяжело ли работать в продакшне? Все ли могут себя попробовать и какими качествами нужно обладать, чтобы задержаться в этом бизнесе?

Дарко: Работа тяжелая, в большей степени потому, что график абсолютно не нормирован и непредсказуем. Нужно действительно любить это дело и быть очень мотивированным, чтобы прижиться.

Роман: Почти все наши главные продюсеры пришли к нам когда-то обычными ассистентами. Для начала мы доверяли им просто общение с приглашенными на работу режиссерами и наблюдали за тем, как они справляются с неожиданностями (не будем называть это проблемами), которые возникали в процессе. Чем лучше они справлялись, тем больше мы им доверяли более серьезные процессы.

Дарко: Кстати, раньше мы предлагали на собеседовании выпить рюмку водки – просто, чтобы увидеть реакцию человека в такой нестандартной ситуации.

7. Какие 5 «Must have вещей» должны быть у работника продакшна в шкафу или на рабочем столе?

Дарко: Вот самые главные 3:

—  всегда включенный телефон;

—  база подрядчиков и партнеров, которым доверяешь как себе, а иногда и больше, чем себе;

— dancing shoes.

8. Вы уже 15 лет в этом бизнесе. Если бы вы начинали сейчас, всё равно бы открыли продакшн? Есть ли ещё какие-то интересные проекты?

Роман: Я думаю, это был бы продакшн, ведь это то, что мы умеем и любим. Хотя частенько говорим о том, что пора бы открыть бар.

Дарко: У нас с Романом, честно говоря, есть несколько проектов. Все они в той или иной степени касаются рекламы.

9. Сейчас у нас очередной тяжелый период в стране, реклама и продакшн, как и все остальные, переживают нелёгкие времена. Многие украинцы уезжают в другие страны искать новые возможности. Вы еще не устали бороться? Да многие бы спросили – почему вы всё ещё здесь?

Роман: Мы являемся большой частью продакшн рынка в Украине. И нам есть что сказать и сделать. Мы еще не закончили. Да, сейчас тяжёлое время, но кто как не мы и наши коллеги, поможет рынку вернуть свои позиции.

Дарко: Мы абсолютно точно ещё не закончили и видим большой потенциал. Любой кризис – это возможности.

10. Что самое важное нужно знать иностранцу, чтобы построить успешный бизнес в Украине?

Роман: Ох, если бы я знал…

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии