«Арт брют (art brut с фр. «грубое искусство») — творчество маргиналов, душевнобольных, одиночек, в общем настоящих непризнанных гениев. Никаких рамок и канонов — творчество ради творчества!» — с таких громких слов начинается описание одного из больших ресурсов с данными произведениями. Творчество ради творчества – это конечно замечательно, но где же проходит та тонкая грань между «правильным искусством» и сумасшествием?  Чтобы понять это, сначала нужно разобраться, что именно мы привыкли считать артом и почему так получилось.

Все мы хорошо помним с школьных уроков истории случай из жизни Хрущева, когда он пришел на открытие выставки советских авангардистов. Для тех, кто не помнит, вот цитата от Никиты Сергеевича: «Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!». Но интересно то, что подобные заявления нам часто приходится слышать от друзей/ знакомых/ случайных людей в галереях. То есть, для персон, которые в силу каких-то обстоятельств не интересуются или не хотят интересоваться современным искусством, все новые и модные сейчас художники немного не в своём уме.

0_d7b3e_e8676502_orig

Но, так как не каждый ребёнок, рисующий цветные полоски, становится Ротко, а предприимчивый человек, клеющий стразики на черепа, становится Хёрстом, можно понять, что границы, всё-таки, существуют и как-то они определяются. Конечно, можно всё списать на элементарное везение, правильные знакомства, но наверное, этот мир не настолько глуп, чтобы платить миллионы за чьи-то ошибки. Не стоит забывать, что перед тем как начать экспериментировать со стилями, все научились академичной живописи, то есть чтобы начать рисовать кляксы, нужно было сдать абсолютно реалистичные зарисовки античных скульптур. В большинстве случаев, это правило действует и сейчас, любой человек с улицы не может в один момент стать художником, и корни этого уходят еще в Древнюю Грецию, где малярство и скульптура – были тяжелым ремеслом, в отличии от риторики и философии, которые считались настоящими искусствами. Не стоит забывать и о том, что каждый «сумасшедший» арт-объект имеет интеллектуальный подтекст, то есть «правильное» современное искусство – это синтез ремесла (визуализация) и искусства (философии).

dubuffet8

Конечно, у многих популярных художников были свои причуды, которые не совсем вписываются в наше понятие адекватного взаимодействия с социумом, как, например, милая привычка Дали гулять со своим муравьедом. Но, произведения были созданы в сознании и здравом уме, а это и важно для критиков и покупателей.

1414346167_1518015866

Теперь поговорим об арт брюте и о том, что именно стоит к нему относить. Конечно, абсолютно чёткой грани не существует, потому что творчество многих хоть и было создано сознательно, но связь с их безумием проявлялась. Одной из таких личностей была немецкая художница и поэтесса Уника Цюрн. Будучи довольно известной особой, Уника страдала от шизофрении и жизнь свою покончила самоубийством.    

Настоящий арт-брют — сложный для понимания, часто депрессивный, но от этого не менее интересный. Произведения в основе своей спонтанны, при их создании не учитывается перспектива, цветовая гармония, тренды, которые преобладают  на арт рынке в этом году. У душевнобольных нет цели продать работу подороже, они просто показывают своё восприятие действительности, выкладывают душу на бумаге, и не стараются угодить кому-то. Неготовность общества воспринимать такие работы связана не только с социальной, но и научной стороной проблемы. Далеко не все психические расстройства достаточно изучены, а без этого тяжело давать какую-либо оценку.

Не знаю, хорошо это или плохо, но мы живем в обществе потребителей, и даже в плане искусства нам важно, чтобы объект был понятен, или, по крайней мере, уже объяснен кем-то. Художник же – сейчас слишком социальная профессия, требующая постоянного контакта с людьми, поэтому говорить о равноценном восприятии сегодня очень рано, просто стоит знать, что существует еще «другое», свободное от предрассудков» искусство.

P.S. Лондонская библиотека Уэллкам недавно опубликовала в сети 800 тысяч страниц архивного материала с творчеством душевнобольных людей из британских психиатрических клиник.

Автор статьи: Вика Ежевика

 

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии