Первой героиней рубрики «Бизнес» стала Яна Бучко – молодая, но уже успевшая построить карьеру в мире моды, девушка. Сегодня Яна – идеолог и акционер ювелирного бренда SOVA и соосновательница консалтингового агентства Y&K. Мы поговорили с Яной об опыте работы в BEVZA, Helen Marlen group, Hermes, узнали о миссии бренда SOVA, о ценностях и принципах компании Y&K, а также получили советы по началу собственного успешного дела..

SI: Когда вы поняли, чем именно хотите заниматься, и что вас к этому подтолкнуло?

Яна: Что касается бренда SOVA, это было после моего обучения в Париже. У меня появилось много идей и сил, я собиралась выходить на свою прежнюю работу в Helen Marlen, но тут ко мне обратились с просьбой помочь проанализировать работу одного ювелирного бренда, подсказать, что не так, и что делать дальше. Так я познакомилась с ювелирным миром.

SOVA родилась уже намного позже, в процессе работы над целостной реорганизацией компании, поиском новых идей и ветви направления для будущего её развития. Мне иногда кажется странным, что я оказалась в ювелирном бизнесе, ведь по натуре я — абсолютно не «сорока». Возможно, именно поэтому у меня очень объективный взгляд на изделия, которые мы создаем. А также это послужило причиной рождения у меня абсолютно новой для рынка идеи, суть которой не так в обожествлении самих украшений, как человека в них.

На украинском рынке очень большой разрыв между дорогими западными брендами и предложениями на ювелирном масс-маркете. Последний формировался годами, начиная еще с советских времен, когда изделия продавались «на вес», и их ценность определял именно металл, а не украшение, как таковое.

К счастью, сегодня у людей более широкий кругозор, они хотят чего-то нового и интересного. Люди начали считаться со своей личностью, обладающей собственным вкусом и стилем, как чем-то, что можно дополнять и развивать, а не утверждать за счет дорогих аксессуаров. Бренд SOVA ломает стереотип рынка – мы предлагаем смотреть на украшения, как на драгоценное продолжение себя и своего стиля жизни. Так как сегодня вы можете идти на прием, а завтра на шашлыки, украшения не должны быть одними и теми же. Ведь вы сменили платье на джинсы. При этом мы делаем украшения доступными, у нас можно найти красивые стильные украшения как за 500, так и за 50-100 тыс. грн. Это формат «ювелирного гардероба», а в гардеробе у нас легко уживаются кофточки ZARA и лодочки Dior.

Относительно Y&K, это произошло после того, как бренд BEVZA стал для меня прошлым. В это время ко мне поступило очень много предложений по сотрудничеству, вложениям, развитию. Многие из них были очень интересные и крайне разные, можно было построить свою корпорацию. Но примерно полгода у меня не было ни сил, ни вдохновения думать в этом направлении, а просьбы «подсказать, помочь» всё не прекращались. Я с радостью делилась опытом, но в очень частном порядке.

В это же время к директору ELENAREVA Кристине Синицкой начали обращаться с такими же запросами. Кристина некоторое время работала у нас в бренде  BEVZA директором, мы успели друг друга увидеть в работе и я ей доверяла. Так, спустя год, скорее от спроса, нежели от того, что мы планировали, появилась компания  Y&K worldwide.

Яна Бучко

SI: Чему вас научила работа с такими брендами как Bevza, Helen Marlen, Hermes?

Яна: Работа в BEVZA помогла мне систематизировать весь предыдущий опыт работы с большими правильными компаниями, и понять, как этот опыт применить для создания нового молодого бренда. Я увидела, как многие мои догадки по работе с коллекциями, байерами и т.д., возможно не всегда подкрепленные конкретными знаниями, были правильными и удачными. Это, безусловно, придавало уверенности в следующих шагах. Конечно же, ценным опытом являются и набитые шишки, это те знания, которыми я могу сейчас делиться, помогая другим не наступать на те же грабли. Также опыт BEVZA дал осознание того, что я, в своё время, очень правильно сделала выбор в пользу мира моды, потому что именно он дает даёт мне драйв и вдохновение.  Это очень хорошо начинаешь понимать, когда тебе не платят, ты не спишь, не ешь, находишься в постоянном цейтноте, многим жертвуешь, но при этом keep on going. Даже до создания Y&K, я очень многим помогала бесплатно либо за минимальную стоимость, потому что мне просто нравилось и нравится этим заниматься.

Мне очень повезло, что оплата моей работы всегда был важным, но всего лишь очень приятным бонусом. Деньги никогда не были самоцелью. В рамках каждого проекта я мечтала о его будущем, об успешном результате, прикладывала максимум усилий и получала удовлетворение от достижений. Мне никогда не приходилось просить повышения зарплаты или оплаты гонорара. Всё это потом приходило само собой. Сейчас же, в рамках Y&K, я безумно рада, когда клиенты видят результат нашей помощи и получают хорошие отзывы от покупателей, прессы, байеров. Это и является лучшим показателем того, что мы занимаемся правильным делом.

Что касается работы в Helen Marlen Group, я всегда вспоминаю то время с особым трепетом. Это очень интересная компания и команда, благодаря которой у меня появилось много хороших друзей. В Helen Marlen я занималась очень многим, и мне пришлось столкнуться в работе с абсолютно разными людьми. Но самое важное, что я вынесла из этого опыта – даже маленький человечек способен что-то изменить, если он этого очень хочет. Вне зависимости от того, на какой ты позиции, либо какие функции исполняешь, если ты веришь, видишь, можешь больше, предлагаешь свои идеи, это никогда не останется без внимания. Конечно, когда оглядываюсь на период работы с Louis Vuitton или Helen Marlen, то понимаю, насколько я была бесстрашной.

Работа с Hermes дала небольшой, но свой хороший опыт, который, скорее, накопился на пути к этому сотрудничеству. Именно при знакомстве с Hermes можно было, по истине, прочувствовать, что такое любовь компании к своему бренду, но не «задиристая», а очень простая и нежная любовь. Еще тогда, по подходу работы Hermes внутри своей компании, можно было увидеть тенденции, которые проявляются на рынке только сейчас.

SI: Есть ли разница между украинским и зарубежным fashion-бизнесом?

Яна: Конечно, есть и очень большая. Трудно назвать какое-то одно отличие, всё зависит от конкретной сферы деятельности. Но, в основном, различие в том, что у нас любят перенимать красивую внешнюю картинку у зарубежных компаний, забывая при этом, что она возникает из определенных ценностей и внутренней философии компании. В Украине же, всё наоборот, часто внешне картинка очень красивая, а внутри она ничем не подкреплена, либо этому не уделяется должного внимания.

SI: Расскажите о коллаборациях бренда SOVA? С кем бы вам было интересно посотрудничать в будущем?

Яна: Нашему бренду всего год, но мы уже успели сделать 2 сотрудничества – с кондитером Валерой Созановским и брендом LAKE. Оба этих сотрудничества уникальные. С Валерой мы давно работали по нашим мероприятиям, и в какой-то момент у меня возникла идея сделать украшения в виде французского макарончика. Но нам важно было передать его форму и некую игривость, именно поэтому в кольцах макарончики вертелись.  Сотрудничество было очень успешным, поэтому я была рада, когда девочки из LAKE  предложили сделать коллаборацию. Эти украшения были совсем другие – минималистичные, четкие и очень свежые.

У бренда SOVA есть некая образовательная миссия: мы хотим развить вкус украинского клиента и показать, что бывают крайне разные и новые идеи в ювелирном мире, не менее красивые и ценные. Когда мы только запускали бизнес, сразу прописали, что хотели бы делать коллаборации с разными интересными партнерами, а также выставлять украшения молодых ювелирных дизайнеров. Я мечтаю о сотрудничестве, вроде Lanvin for H&M. К примеру, Van Cleef & Arpels for SOVA. Хотя сравнение не совсем равнозначное, но идея мне нравится.

SI: Принимаете ли вы участие в создании моделей украшений, или доверяете эту работу дизайнерам?

Яна: У нас в этом плане очень командная работа, есть арт отдел, который я курирую, но почти каждый может написать свои идеи. Для этого у нас существует система брифов, позволяющая слышать все хорошие идеи, особенно если они приходят от клиентов. Я часто выполняю работу креативного директора, через которого проходят брифы, и который постоянно снабжает арт-команду идеями, трендами и новыми подходами, ведь «вдохновляя, вдохновляешься сам». Так, после похода на балет «Radio & Juliet», я на примере разных постановок из балета объясняла коллегам, что такое уникальные черты, бренд и стилистика украшений. В общем, моя задача — не дать всем спокойно жить.

Яна Бучко

SI: Какие услуги предоставляет компания Y&K?

Яна: В первую очередь, это разработка стратегии своего fashionбренда, доработка концепции, чтобы сделать её понятной, целостной и уникальной; определение целей и приоритетных путей их достижения; помощь в построении структуры компании, которая сможет заниматься реализацией стратегии; подбор людей; консалтинг бренда на постоянной основе, чтобы помочь не сбиться с пути, ответить на сложные вопросы, дать возможность сэкономить бренду время и деньги при принятии решений, или совершения каких-либо действий; помощь в увеличении продаж и присутствия бренда заграницей и многое другое.

SI: Как проходит отбор клиентов для Y&K?

Яна: У нас есть ряд ценностей и принципов, которых мы придерживаемся, и если они не совпадают с видением нашего клиента, мы скорее откажемся от сотрудничества, нежели будем изменять себе. Мы точно должны верить в проект, также мы всегда строим открытые, доверительные, с ориентацией на результат отношения с клиентом, потому ожидаем искренности, доверия, ответственности и с его стороны.

Яна Бучко

SI: Какой основная черта характера помогла вам добиться успеха в бизнесе?

Яна: Для меня было всегда важно уметь не просто слушать, а «слышать», не прекращать учиться у всех и у всего, пока я могу это впитать, относиться к любому заданию на 200%, даже если это мелочь, поступать так, как бы поступил Иисус.

SI: К чему вы стремитесь в своей карьере?

Яна: Часто говорят, что имея свой бизнес, или являясь частью большой компании, ты перестаёшь быть свободным, так как несёшь ответственность не только за развитие бизнеса, но и за его сохранение.  Я бы хотела  мечтать «в стиле бизнес». Я вижу это как большую корпорацию, которая работает как целостный организм, который может воплощать идеи завтрашнего дня, но при этом помогать и развивать всё, что «сегодня». Я верю, что какой бы сферой не занимался человек, это всего лишь инструмент для его миссии на Земле.

SI: Какой самый ценный совет вам давали в жизни?

Яна: Мне по жизни попадалось много интересных и мудрых людей, каждый из которых давал много советов, но самый простой и ценный из них, дали мне когда-то давно родители: «не важно, что будет происходить, у тебя всегда должна быть своя голова на плечах». Возможно, именно поэтому мне легко было отказываться от таких вещей, как сигареты, наркотики и не следовать подобным «модным течениям». Это также помогло брать на себя ответственность за достаточно крупные проекты ещё в 19-20 лет. Если честно, я впервые задумалась о роли этой фразы в моей жизни.

SI: Есть ли ещё незаполненные ниши в украинском fashion-бизнесе? Чтобы вы посоветовали начинающим предпринимателям?

Яна: Незаполненные ниши в fashionбизнесе, конечно, есть. Этот рынок в Украине еще достаточно молод, а постоянные кризисы только каждый раз создают возможность проверки на прочность, не всегда давая просто развиваться. Я думаю, в ближайшее время вы услышите как минимум о нескольких новых проектах, подобных которым в Украине ещё не было.

Нет универсального совета для всех начинающих свой бизнес. Я бы посоветовала не стремиться делать как все, но тщательно думать над тем, что вы делаете. Не бойтесь того, что вы не умеете делать, будьте гениальны в чем-то одном, и найдите помощников для реализации остального. Поверьте, зарабатывать сразу можно и нужно, для этого есть огромное количество возможностей и это поможет набраться вам опыта. Нужно лишь не бояться начать.

SI: Что помогает вам держать себя в тонусе?  

Яна: В физической форме мне себя помогают держать регулярные занятия спортом. Какой-то период я очень увлекалась TRX, танцами, потом только бегом, теперь же это какой-то сумасшедший микс, который придумал мой тренер, ставший за эти долгие годы другом. Сейчас огромная мода на марафоны, но для меня физические занятия – это то, без чего я себя чувствую хуже. К тому же, бег — ещё и мощнейший генератор идей. Пока ноги бегут, голова находится в другой реальности.

В рабочем же тонусе меня держит окружающий мир и постоянное желание двигаться дальше. Хотя я внешне очень спокойный человек, при этом количество мыслей и идей, рождающихся в моей голове в период похода за кофе, иногда огромное. Поэтому, даже при большом желании, мой мозг просто не даёт мне возможности остановиться. Однажды, я сделала себе отпуск за свой счет, прожив так пару недель, переделав все домашние дела, я отправилась в Париж учиться. Ненадолго меня хватило.

Иногда я просто не могу остановить свое любопытство, мне кажется, я могла бы заниматься, практически, всем, кроме бумажной работы.  Сейчас очень модной стала гастрономическая тема, но еще лет 5-8 назад я привозила своим друзьям идеи, которые только-только сейчас начинают воплощаться на нашем рынке. У нас есть шутка, что рано или поздно Яна всё бросит и откроет свой ресторанчик, но пока друзьям просто приходится поедать всё у нас дома.

SI: На какой вопрос вам хотелось бы ответить, но вам его никогда не задают?  

Яна: «Умеешь ли ты читать мысли?». Этот вопрос никогда не задают, но часто думают, что умею, и активно этим пользуются.

Яна Бучко

Автор статьи: Катерина Капцова

Фотограф: Ольга Иванова

Макияж: Анна Лысенко

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии